ВВЕРХ ПО НЕВЕ

Более 250 лет тому назад в дельте Невы возник город, ставший морскими воротами России. Уже первые страницы его истории заполнены описаниями славных морских побед молодого русского флота.

Величественная Нева и ее рукава, омывающие многочисленные острова, покрытые садами и парками, гранитные набережные, здания, построенные руками талантливейших зодчих, легкие мосты, отражающиеся в воде, — все это создает неповторимый по красоте городской ансамбль.

Набережные Невы и морские пляжи редко бывают безлюдны. Всегда полны летом речные трамваи, связывающие Кировские острова с центром города. От Летнего сада речные трамваи отправляются по Большой Невке в ЦПКиО и к стадиону имени С. М. Кирова. С набережной лейтенанта Шмидта и площади Декабристов можно попасть на Выборгскую сторону, к Финляндскому вокзалу.

Но особенно привлекательны прогулки на теплоходах по Неве — в Невский лесопарк и Петрокрепость и по Финскому заливу — в Ломоносов и Петродворец.

...Теплоход идет к морю мимо стапелей, мощных кранов, доков. У выхода в Финский залив — судоремонтные заводы и верфи.

Прогулка по Финскому заливу заканчивается в Петродворце или Ломоносове. Теплоходы от Ленинграда ходят также мимо острова Котлин в Зеленогорск.

Не меньший интерес представляет прогулка вверх по Неве до Невского лесопарка или Петрокрепости. Теплоходы на лесопарк и Петрокрепость отправляются от пристани на набережной Кутузова и от пассажирской пристани у Смольного.

Во время прогулок по Неве перед экскурсантами раскрывается грандиозная панорама города, протянувшаяся почти на 30 километров по обоим берегам реки. Строгие ансамбли центральных площадей и набережных Ленинграда сменяются грандиозными корпусами заводов и фабрик, кварталами новых красивых зданий, построенных на месте бывших рабочих окраин старого Петербурга.

С 1964 года, когда открылось движение по Волго-Балтийскому водному пути имени В. И. Ленина, Нева стала частью огромной магистрали, протянувшейся через всю страну и соединившей юг и Поволжье с Северо-Западом.

На Неве теперь можно встретить тысячетонные сухогрузные пароходы и танкеры, заполнившие свои трюмы в портах Каспийского моря и Волги.

Сегодня на невских берегах привычным стало слышать усиленный динамиками голос диспетчера: “Теплоход следует по маршруту Ленинград — Астрахань или Ленинград — Пермь”.

Изменит Волго-Балт и берега Невы, ее портовое хозяйство. Крупнейшие заводы Ленинграда — Кировский, Металлический имени XXII съезда КПСС — строят специальные пирсы. Они будут принимать там череповецкий металл и отправлять свою продукцию.

За Володарским мостом на левом берегу Невы расположено старинное село Рыбацкое. Здесь еще в начале XVIII века в так называемой Рыбной слободе Петр I поселил рыбаков, в обязанность которых входило снабжение рыбой царского стола. В центре поселка возвышается обелиск из серого выветрившегося гранита. Он был установлен в конце XVIII века в честь рыбаков слободы Рыбацкой, которые во время русско-шведской войны 1788—1790 годов добровольно пошли во флот, нуждавшийся в людях, искусных в морском деле. Теперь здесь находится один из водных транспортных узлов нашего города — Рыбацкий рейд Ленлеса. В спокойной, защищенной от ветра заводи производится переформировка плотов, которым отсюда предстоит путь мимо Ленинграда и дальше по Балтийскому морю. Ныне Рыбацкое включено в черту города.

За Рыбацким, на правом берегу Невы, выше кирпичного завода и большого поселка Новосаратовского в так называемом “кривом колене” Невы находится Невский лесопарк. Площадь лесопарка превышает 600 гектаров. Он был создан в 50-х годах XVIII века. Открытые солнечные поляны и лужайки, прозрачная вода Невы, удобные для купания берега, тенистый сухой лес привлекают сюда в летние дни много ленинградцев.

Быстроходные катера, стремительные “Ракеты” и речные пароходы ежедневно совершают в лесопарк от Литейного моста многочисленные рейсы. Пристань имеет красивый, благоустроенный причал, рассчитанный на прием большого числа судов.

Недалеко от лесопарка на левом берегу Невы находится большое село Усть-Ижора. Здесь у впадения реки Ижоры 15 июля 1240 года новгородские дружины под предводительством князя Александра Ярославича разгромили шведов, пытавшихся захватить берега Невы. За победу на Неве Александр Ярославич и был назван Невским.

На левом берегу Невы видны светлые корпуса крупного промышленного предприятия. Это Ижорский фанерно-мебельный комбинат, выпускающий фанеру и пластики разнообразных марок и назначений. В салонах современных лайнеров и в кабинах вертолетов, в кафе и квартирах, в залах кинотеатров — во многих местах можно встретить созданную рабочими этого завода декоративную фанеру и пластики. Отсюда ленинградские заводы получают футляры для телевизоров “Сигнал”, “Волна”, “Нева”, здесь делают футляры для аккордеонов и дорожные чемоданы, спинки и сиденья стульев, мебельные щиты.

Комбинат не раз бывал участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. За внедрение передовых методов организации труда, высокую механизацию, успешное освоение новых видов продукции он награжден дипломами выставки—четырьмя золотыми и большим количеством серебряных и бронзовых медалей.

В 10 километрах выше Усть-Ижоры расположено село Усть-Тосно. Тяжелые непрекращающиеся бои защитников Ленинграда с немецко-фашистскими захватчиками начались здесь с первых дней блокады Ленинграда. Особенно сильными они были в августе 1942 года. В память об этих боях на крутом берегу Невы воздвигнут обелиск Вечной славы (архитекторы К. Иогансен и В. Петров).

Большое село Ивановское с давних пор известно как дачное место. В 1886 и 1897 годах здесь на даче у редактора журнала “Осколки” Н. Лейкина бывал А. Чехов.

Во время Великой Отечественной войны село Ивановское было полностью разрушено. Через него проходила линия фронта. Сейчас и представить трудно, что когда-то здесь были только пепелища и воронки от бомб и снарядов. Как и прежде, летом ленинградцы приезжают в Ивановское на отдых.

За селом на много километров по левому берегу Невы протянулись владения совхоза имени Тельмана — крупнейшего в Приневской низменности.

Выше устья реки Тосны начинаются Ивановские пороги, образованные подводной известняковой грядой, пересекающей Неву, Стиснутая берегами Нева имеет здесь большой уклон и быстрое течение, поэтому фарватер тщательно огражден вехами и бакенами, а ночью освещен сигнальными огнями.

Нева — одна из самых молодых рек мира. Ей около 2000 лет. В более древние времена на месте порогов проходил водораздел бассейнов Ладожского озера и Балтийского моря. От водораздела на восток к Ладожскому озеру текла ныне не существующая река, а на запад по теперешнему руслу Невы направляла свои воды к заливу река Тосна. Финский залив в те времена был еще более мелководен, и река Тосна впадала в него около острова Котлин.

Около 2000 лет тому назад произошла так называемая “ладожская трансгрессия” (перемещение земной коры), в результате которой река, впадавшая в Ладожское озеро, соединилась с рекой Тосной, образуя современное русло Невы. Остатки русла Тосны были использованы в 80-х годах XIX века при строительстве морского канала от Петербурга к Кронштадту.

От Ивановских порогов до Петрокрепости по реке Неве во время Великой Отечественной войны проходила линия фронта. Война произвела здесь страшные опустошения. Густые леса на берегах исчезли. От красивых дачных мест не осталось и следа, промышленные поселки и здания заводов и электростанций были разрушены до основания.

Теперь берега Невы ожили вновь. Отстроен и поселок Отрадное. К поселку примыкает железнодорожная станция Пелла. В Пелле некогда находился загородный дворец Екатерины II, построенный архитектором И. Старовым. Впоследствии, по приказу Павла I, ненавидевшего свою мать, дворец был разобран.

На противоположном берегу — имение всесильного фаворита Екатерины II князя Потемкина “Островки”. Дворец Потемкина в “Островках” разрушен гитлеровцами во время Отечественной войны. Теперь в “Островках” находится Невский рыбозавод, один из пяти имеющихся в нашей области.

На таких заводах ведется не только лов рыбы, но и чисто научная работа по воспроизведению ценных пород — лосося, форели, сига.

Выше по течению на берегах Невы находились до войны поселки Невская и Московская Дубровки. Название правобережного поселка Невская Дубровка много раз упоминалось в военных сводках. Те, кому пришлось воевать на берегах Невы, на “пятачке”, не без оснований считают, что глава “Переправа” из поэмы “Василий Теркин” Твардовского написана о них. В боях по снятию блокады Ленинграда “пятачок” сыграл немалую роль. Об этом напоминает и высокий обелиск, отлично видный с борта теплохода.

Многие из тех, кто воевал на невских берегах, работают сейчас на Дубровском домостроительном комбинате.

До войны страна получала отсюда целлюлозу, бумагу. Фашисты уничтожили комбинат. В 1945 году здесь стоял чудом уцелевший остов одного цеха. А в 1946 году, когда страна поднимала из руин разрушенные города, правительство приняло решение о строительстве домостроительного комбината.

Ныне комбинат выпускает трехкомнатные щитовые дома.

Многие ленинградцы отлично знакомы с изделиями комбината: белоснежные наборы мебели для кухни, которые можно встретить в наших мебельных магазинах, появляются на свет именно здесь.

В одном из цехов комбината налажено производство древесно-стружечных плит; в другом из отходов лесопиления делают древесно-волокнистые плиты.

Продукция всех цехов идет на стройки нашей страны, многих стран Европы, Азии и Африки.

На другом берегу реки раскинулся город Кировск, бывший поселок Невдубстрой.

В годы Великой Отечественной войны Невдубстрой был захвачен гитлеровцами. По левому берегу Невы проходил передний край вражеской обороны.

Ожесточенные бои с фашистами в районе поселка и на прилегающих к нему Синявинских болотах происходили летом 1943 года.

После войны пришлось фактически заново проделать всю работу по строительству ГЭС и поселка Невдубстрой, преобразованного в город Кировск в ноябре 1953 года. За короткий срок здесь возведены сотни новых благоустроенных домов. Теперь это красивый город с широкими асфальтированными улицами и площадями. В нем насчитывается свыше 200 домов с квартирами, имеющими все удобства. К услугам жителей Дом культуры, школы, больничный городок, ночной санаторий, детские учреждения, библиотека, коммунальные предприятия, сады, скверы, стадион.

Город украшает памятник С. М. Кирову работы скульптора Н. Томского. Бронзовая фигура выдающегося деятеля Коммунистической партии, установленная на гранитном постаменте, хорошо видна с водных просторов Невы.

За Кировском расположено Марьино. Название этого поселка также воскрешает в памяти события Великой Отечественной войны. В этом месте в январе 1943 года войска 67-й армии Ленинградского фронта начали прорыв блокады Ленинграда.

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут наша артиллерия открыла ураганный огонь. Когда артиллерийское наступление было закончено, первыми вышли на высокий левый берег Невы подразделения 136-й стрелковой дивизии генерал-майора Н. Симоняка.

Одновременно с Ленинградским начал прорыв блокады Волховский фронт.

18 января в 11 часов 35 минут в Рабочем поселке № 5 близ Марьина воины 2-й ударной армии Волховского фронта обнялись с бойцами 136-й дивизии.

Родина пришла на помощь городу Ленина. 7 февраля первый поезд с “большой земли” подошел к перрону Финляндского вокзала.

От Марьина недалеко до Ладожского озера и Петрокрепости. Вскоре впереди открываются просторы громадного озера-моря и островок, лежащий посередине истока Невы. На островке видна полуразрушенная крепость. Это древний “Орешек”, построенный новгородцами еще в 1323 году.

Много раз у стен этой крепости происходили бои новгородцев со шведами. В начале XVII столетия шведам все же удалось захватить крепость. Лишь в 1702 году они были отсюда окончательно изгнаны. 11 октября 1702 года войска Петра I штурмом взяли крепость. Шведский комендант передал русским ключи. После этого ключи прибили к западным воротам, а крепость переименовали в Ключ-город (Шлиссельбург). До сих пор в центре крепости сохранился холм на могиле солдат, павших при штурме крепости в 1702 году.

С основанием Петербурга и созданием на острове Котлин крепости Кронштадт “Орешек” потерял свое значение и был превращен царским правительством в тюрьму.

В 1792 году Екатерина II заточила в Шлиссельбургскую крепость одного из просвещеннейших людей России — писателя Н. Новикова.

Долгие годы томились здесь русские революционеры трех поколений.

При Николае I в Шлиссельбургскую тюрьму были заключены декабристы братья Бестужевы, Пущин, Поджио и другие. Александр III, едва вступив на престол после убийства народовольцами его отца, приказал строить внутри шлиссельбургских бастионов новую тюрьму. Со зловещей изобретательностью были сооружены 50 одиночных камер. Ночью 2 августа 1884 года в тюрьму привезли первых узников — народовольцев Фроленко, Исаева, Морозова, Тригони, а затем там же были заключены Вера Фигнер и Людмила Волкенштейн.

Страшный режим царил в Шлиссельбургской тюрьме. Выступившие с протестом против него заключенные И. Мышкин и Е. Минаков были расстреляны без суда.

Шлиссельбургская крепость в народе получила название “крепости мертвецов”. Здесь царское правительство производило казнь революционеров.

В 1887 году на крепостном дворе были повешены А. И. Ульянов, а также П. Шевырев, В. Генералов, В. Осипанов, П. Андреюшкин. В 1902 году в крепости казнили революционера С. Балмашева, в 1906 году — И. Каляева.

С октября 1912 года по октябрь 1915 года в Шлиссельбургской каторжной тюрьме находился выдающийся деятель нашей партии Серго Орджоникидзе. В одной из сохранившихся тетрадей дневника Орджоникидзе есть стихотворение:

В алом блеске солнце встанет,
Синей бурей море грянет,
Волны песней загудят!
Будет весел многоводный
Пир широкий, пир свободный,
Он сметет грозой народной
Наш гранитный каземат.

Февральская революция 1917 года принесла освобождение узникам крепости. Уходившие на волю революционеры, освобожденные рабочими шлиссельбургских заводов, сожгли тюрьму.

В память о них на месте казни революционеров был сооружен монумент работы скульптора И. Гинцбурга. Мемориальная доска с барельефом установлена на месте казни А. И. Ульянова в малом дворе старой тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны, когда город Шлиссельбург был захвачен фашистами, крепость, отделенная от гитлеровцев узкой протокой и оборонявшаяся небольшим отрядом советских воинов, выдержала ожесточенные обстрелы и бомбежки, отразила атаки врага.

После войны старинный город Шлиссельбург был переименован в Петрокрепость. Сейчас он восстановлен из руин.

Здесь построили сотни жилых домов, появились одетые в зелень новые улицы и кварталы. В ближайшие годы Петрокрепость станет еще лучше, новыми благоустроенными домами украсятся набережные Староладожского канала, будет реконструирована городская площадь.

Большую и ответственную работу выполняют речники Невско-Ладожского технического участка, находящегося в Петрокрепости. Они обслуживают более 2 тысяч километров путей, обеспечивая судам безопасное плавание.

Пока теплоход стоит у пристани (или рассчитав время до отхода следующего), можно совершить прогулку по городу, побывать на Ладожском озере и обводных каналах, искупаться.

С Ладоги веет свежим ветром. Воздух приволен и чист. Поросшие сосновым лесом, уходят в даль берега озера.

Прогулка по Неве — прекрасный отдых.

Обратный путь по течению теплоход проходит гораздо быстрее. Это дает возможность совершить поездку в Петрокрепость и на Ладогу за один день. Еще меньше времени отнимает поездка в Петрокрепость на “Ракете”.

<< Назад  К содержанию >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.