Гатчинский парк

Гатчина расположена в 45 километрах от Ленинграда. Архитектурные памятники этого замечательного пригорода, его большой живописный парк привлекают сюда десятки тысяч посетителей.

Парк создавался в начале 70-х годов XVIII столетия. Ежедневно от зари до зари работало здесь более пятисот крепостных крестьян. Они расчищали лесные заросли, осушали почву, прорубали дорожки, рыли искусственные пруды и озера, высаживали десятки тысяч деревьев. В создании парка участвовали садоводы А. Кряжов, В. Навозов, Л. Иванов, И. Лебедев и другие.

Сама местность представляла широкие возможности для устройства пейзажного парка. Тут были и обширные зеленые массивы, и ключевые с кристально чистой водой озера, самое красивое из которых — Серебряное — находилось вблизи дворца.

Прежде всего благоустраивался “Зверинец” — обширный парк для охоты. Он прилегает к парку с севера и занимает территорию в 472 гектара. “Зверинец” разрезает речка Гатчина, берущая свое начало от озер Серебряного и Белого. Планировка “Зверинца” — широкие просеки, разделяющие его на квадраты и пересекающие их по диагонали, широкие площадки в местах пересечения просек—сохранилась до наших дней.

Гатчина. Приоратский дворец.

Первоначально весь Гатчинский парк, включая “Зверинец” и так называемую “Орловскую рощу”, составлял единый охотничий парк. Только впоследствии “Зверинец” был ограничен территорией в 143 гектара.

Композиционным центром парка является самое крупное озеро — Белое. Очертания его берегов — заливы, бухточки, мысы — были умело использованы для посадки кустов и деревьев, искусственно созданные острова дополнили пейзажи; специально доставленные и в особом порядке посаженные дубы, пихты, ивы, тополя, клены, вязы создавали осенью богатую гамму красок.

Гатчинский парк как охотничий первоначально не имел архитектурных сооружений, и только в 70-х годах XVIII века их начали воздвигать.

В 1766 году архитектор А. Ринальди начал постройку Гатчинского дворца. Задачей его было создать загородный дворец во вкусе того времени, требовавшем не тяжелой и пышной роскоши, а изящной простоты и гармонической связи архитектурного сооружения с окружающей его природой.

Главный фасад дворца обращен к парку. Архитектурно фасад подчеркнут двумя поставленными по его сторонам высокими пятиугольными башнями и стройным двухэтажным портиком, отмечающим центральный вход во дворец.

Широкая парадная лестница ведет к Серебряному озеру. Благодаря открытым галереям второго этажа и аркадам главного корпуса, а также и облицовке местами пудостским камнем — известняком здание дворца органически сливается с окружающим ландшафтом. Строительство дворца было закончено в 1781 году.

В 1780 году по сторонам дворца были построены два одноэтажных четырехугольных здания с внутренними дворами. В конце XVIII века эти здания были надстроены архитектором В. Бренна до высоты двух с половиной этажей, а открытые лоджии превращены в закрытые галереи, на месте зеленого луга перед дворцом устроен военный плац. Все это сильно изменило облик дворца.

Наиболее интересной из гатчинских построек является Приоратский дворец, стоящий в конце длинного Черного озера. Он сооружен в 1797—1798 годах по проекту талантливого архитектора, поэта, гравера и изобретателя Н. Львова. Дворец напоминает средневековый рыцарский замок, высящийся над водой. Он увенчан стройной восьмигранной башней с острым шпилем. Здание замка удивительно гармонирует с характером окружающего пейзажа.

Интересен дворец не только своими архитектурными формами, но и строительным материалом, из которого он создан. Это — землебитное сооружение. Серая глина утрамбовалась на месте в опалубке слоями в 5—6 сантиметров, а между ними прокладывался тонкий слой известкового раствора. Львов считал, что такой способ постройки должен дать народу дешевые, прочные, не боящиеся пожаров жилища.

С тех пор прошло более полутора веков. Подтвердилась мысль талантливого архитектора о том, что землебитные строения не только не боятся времени, но приобретают все большую и большую прочность. Во время Великой Отечественной войны рядом с Приоратским дворцом падали десятки бомб огромной разрушительной силы. Взрывной волной были сорваны крыши дворца, но стены не дали ни единой трещины.

В конце XVIII века некоторые ближайшие к дворцу участки парка были реконструированы по типу регулярных садов. Под окнами дворца был разбит так называемый “Собственный сад”.

По такому же принципу был устроен Нижний сад, а к нему примыкал Верхний сад, разбитый на террасах, соединенных красивыми каменными лестницами.

К этому же времени относится перепланировка в регулярном стиле и отдаленных участков парка, получивших названия Ботанического сада, “Сильвии” и “Сада на острове любви”.

Художественную ценность представляет собой Чесменский обелиск, сооруженный по проекту архитектора А. Ринальди из цветных олонецких мраморов. Мрамор настолько хорошо подобран и скомпонован, что издали обелиск кажется одноцветным, но стоит подойти ближе, и становится видна многоцветная красочная структура обелиска.

В конце XVIII века были построены “Павильон Венеры”, “Павильон Орла”, “Лесная оранжерея”, “Каменная терраса” (архитектор В. Бренна), “Амфитеатр” (архитектор Н. Львов).

В сооружении зданий Дворцового парка принимали участие виднейшие архитекторы того времени — Ринальди, Бренна, Захаров.

С именем А. Захарова связаны сооружения: “Птичник” на берегу реки Колпанки и трехарочный каменный мост. Эти замечательные архитектурные творения были сильно разрушены во время войны.

После Октябрьской революции были взяты на учет художественные ценности, которые на протяжении полутораста лет накапливались в стенах Большого дворца, но оставались неизвестными народу. Немало ценнейших художественных произведений было передано в крупнейшие музеи — Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей. Реставрировались успевшие одряхлеть фасады, интерьеры, скульптуры, плафоны и т. д.

Гатчинский парк стал одним из излюбленных мест отдыха трудящихся.

Во время Великой Отечественной войны Гатчина была оккупирована гитлеровцами. Но ценнейшие коллекции, замечательные произведения искусства удалось своевременно эвакуировать. Мраморные скульптуры были надежно зарыты в землю.

Перед своим бегством в 1944 году гитлеровцы заминировали и подожгли дворец. Пожар уничтожил междуэтажные перекрытия, крышу и большую часть внутренней художественной отделки. Очень пострадал и Гатчинский парк. Тысячи деревьев были вырублены, каменные мосты взорваны. Территория парка была вся изрыта траншеями и противотанковыми рвами.

Еще шли ожесточенные бои на фронтах Отечественной войны, а в Гатчинском дворце и парке уже начались восстановительные работы. Полностью восстановлен так называемый “Собственный сад”, мраморные скульптуры извлечены из земли и установлены на прежних местах. Восстановлен Ботанический сад с его Цветочной горкой, расчищены каналы водяного лабиринта, посажено свыше 12 тысяч деревьев, построены оранжереи, заложен питомник зеленого молодняка.

“Собственный сад” — одно из интереснейших мест парка. Небольшой по своим размерам, он был разбит в непосредственной близости от дворца еще в 1797 году. До сих пор он полностью сохранил черты регулярного парка. Его прямые аллеи, окаймленные подстриженными кустарниками, сходятся 'к круглой площадке, в центре которой установлена мраморная статуя Флоры, изваянная итальянским скульптором Медико.

Флора — богиня весны, покровительница цветов и растений — изображена в виде молодой женщины. В левой руке она держит венок, а правой, краем платья, прикрывает корзину с цветами. Поставленная на высоком пьедестале статуя ярко выделяется на фоне густой зелени. Вокруг Флоры расположены скульптурные фигуры вакханок и сатиров. Увитые зеленью трельяжи образуют тенистые переходы, и весь “Собственный сад” создает ощущение прохлады и свежести.

Чрезвычайно интересен Верхний сад. Он устроен по типу итальянских садов, расположенных на террасах по склонам гор. Вдоль террас стройными рядами высятся клены, яркая окраска которых придает особую прелесть саду осенью.

Главным входом в парк со стороны города служат Адмиралтейские ворота, построенные по проекту архитектора Бренна в 1796 году. Это монументальное сооружение удивительно гармонирует с общим пейзажем парка.

С главной аллеи у ворот открывается чудесный вид на Белое озеро. Из спокойной зеркальной глади воды как бы вырастают небольшие острова-рощицы. Острова очень красивы, особенно ближайший к берегу Вороний остров. На нем высажены серебристые ивы, тонкие ветви и ажурная листва которых на фоне окружающей зелени кажутся нежным серебристым букетом.

От аллей Длинного острова три пологие ступени ведут на обширную площадку террасы. Она сооружена в конце XVIII века как парадная пристань. Высокие каменные стены композиционно связывают террасу с фасадом дворца.

По сторонам террасы две широкие лестницы ведут к воде. На балюстраде установлены каменные вазы и мраморные статуи.

За Белым озером с его зелеными, причудливо изрезанными берегами видны легкие очертания “Павильона Венеры” и силуэт Большого каменного моста. Можно часами любоваться этим прелестным пейзажем. Хороши и многочисленные дубовые аллеи. Могучие вековые деревья, переплетаясь ветвями, образуют над головой высокий зеленый свод, а толстые стволы, выстроившись в ровный ряд, как бы охраняют покой гуляющего по аллее.

Гатчинский парк предоставляет посетителям возможности не только для тихого отдыха. К их услугам и спортивные площадки, и лодочная станция, и настольные игры. Работают библиотека и читальня. Есть ресторан и кафе.

В парке часто устраиваются массовые гулянья, спортивные праздники. Играет музыка, организуются игры и танцы.

Средства сообщения. Электропоезда с Балтийского вокзала (каждые 25—30 минут); можно поехать в Гатчину и с Варшавского вокзала.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.