План-конспект XX

СЛУЖБА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В ГОРАХ
(Лекция)

Цель — ознакомить участников лагеря с организацией в лагере службы помощи терпящим бедствие, с ее профилактическими и спасательными функциями.

Время — 1 час.

Место и метод проведения занятий — аудитория на территории лагеря, лекция.

Литература

А. Малеинов, Спасательная служба в горах, ФИС, 1940.

И. Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, ФИС, 1940, стр. 394—423.

Учебные вопросы и их содержание

Задачи службы помощи в горах

Служба помощи в горах в нашей стране призвана не только организовывать помощь терпящим бедствие в горах, но и главным образом обеспечивать безопасность занятий альпинистским спортом.

Функции службы помощи несут спасательные отряды лагерей. В лагере за постановку службы помощи отвечает начальник спасательного отряда. В случае бедствия для оказания помощи привлекается инструкторский состав и участники лагеря. Все альпинисты должны иметь навыки в спасательных работах.

Предупреждение несчастных случаев достигается в первую очередь постепенным усложнением маршрутов, по которым могут идти альпинисты в соответствии со своей квалификацией. Служба помощи должна строго следить за соблюдением установленных правил восхождений как тренировочных, так и спортивных. Степень квалификации альпиниста определяется выполнением разрядных требований.

Советские альпинисты постепенно повышают свою квалификацию при действенном контроле общественности, государственных и профсоюзных органов.

Служба помощи в альпинистском лагере должна постоянно знать о состоянии путей восхождений, перевальных путей, об учебных походах, вести метеорологические наблюдения и составлять элементарные прогнозы погоды; она также должна помогать учебной части лагеря в проверке безопасности учебных объектов — скал, ледника. Служба помощи контролирует состояние учебного и спортивного инвентаря лагеря, постоянно следит за обеспечением безопасности учебно-спортивных занятий.

Спасательные работы

Сигнализация. Сигнал бедствия и ответ на него должен знать каждый альпинист. Сигнал бедствия подается шесть раз в минуту с равными промежутками любыми средствами, с минутными перерывами после каждых шести сигналов.

Ответ на сигнал бедствия дается три раза в минуту с равными промежутками, с минутой перерыва после каждых трех сигналов. Средства сигнализации могут быть днем: флажками (отмашкой), звуковые (крики, свист); ночью: звуковые, световые (фонарь, костер, спички). Наличие биноклей с обеих сторон дает возможность увеличить расстояние при сигнализации.

Комплектование и выход спасательного отряда. Спасательный отряд комплектуется из квалифицированных альпинистов приказом начальника лагеря, школы. Выход спасательного отряда производится в случае:

а) окончания контрольного срока возвращения группы, находящейся на восхождении;

б) извещения о происшедшем бедствии;

в) резкого ухудшения (по метеорологическим и иным причинам) состояния маршрута, на котором находится группа восходителей.

Начальник поисково-спасательных работ намечает план проведения поисков и в соответствии с ним устанавливает сигнализацию и координирует действия групп спасательного отряда.

Транспортирование пострадавших. Приемы переноски: переноска на ремне; переноска на плечах наиболее трудный вид переноски — спуск на носилках. Необходимо уметь вязать каждой транспортирующей группе из 4—6 человек импровизированные носилки. Организация страховки, правильный выбор пути спуска.

Техника поисков в лавинах. Поисковые работы в лавинах требуют специальных навыков и специальных инструментов, зондов и лопат, которыми должны быть снабжены все спасательные отряды при лагерях. При лавинных катастрофах успех поиска решают:

а) хорошая организованность, б) количество привлеченных к поискам людей, в) наличие оснащения (лопат, зондов).

Первый этап поисков—наружный осмотр шеренгой поисковой партии поверхности лавинного конуса.

Второй этап поисков — зондирование. Зондирующие идут по средней линии конуса, которая является линией наиболее вероятного местонахождения потерпевшего. Люди с зондами в руках расходятся по конусу от верхней части до подошвы или от места, где был замечен пострадавший.

Сначала зондируется средняя линия, затем по команде “кругом” и “в стороны” зондирующие расходятся. Освободившиеся раньше в узкой части конуса идут навстречу зондирующим конус в самом широком месте. Просматриваемые места маркируются, подозрительные места раскапываются.

Третий этап поисков — поиски раскопками — применяется при отсутствии успеха при поисках зондированием, расчет тот же, что и при зондировании. Расстояние между траншеями 1,5 м. Промежутки зондируются.

Указания по проведению занятий

На занятиях привести в пример деятельность начальника спасательного отряда лагеря (конкретно), рассказать о его квалификации и ежедневной деятельности, познакомить участников с инструкциями о службе помощи терпящим бедствие в горах.

Показать простейшие средства сигнализации и продемонстрировать их в действии.

Продемонстрировать способ вязки носилок.

Продемонстрировать складной зонд и лавинную лопату. Продемонстрировать импровизированные зонды — лыжную палку кольцом вверх. Иллюстрировать схемой поисков в лавинах с расчетом и расстановкой людей на площади лавинного конуса при зондировании в первый раз.

Привести примеры нахождения пострадавшего в лавине живым по истечении 48 часов с момента катастрофы. В лавине содержится воздух, позволяющий человеку поддерживать жизнь.

План-конспект XXI

СЛУЖБА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В ГОРАХ
(Практические занятия)

Цель — научить обучаемых элементарным приемам транспортировки и продемонстрировать наиболее сложный прием транспортировки пострадавшего.

Время — 2 часа.

Место и метод проведения занятий — скалы вблизи от лагеря. Практическая отработка приемов и демонстрация.

Литература

См. план-конспект XX.

Снаряжение — на учебное отделение веревок вспомогательных по 4 м на каждого участника; веревок основных — 2 конца, шестов длинных — 2, палок коротких — 4, рюкзаков — 4.

Учебные вопросы и их содержание

Необходимость овладения навыками спасательных работ

Краткое вступление. Занятие проводит старший инвгруктор, ему помогают инструктора.

Обстановка горных походов требует, чтобы каждый альпинист был готов оказать действенную помощь группе, терпящей бедствие. Обязательные условия для оказания помощи: твердые навыки в первой помощи, знание организации и техники спасательных работ, оперативность в решениях. Выбор средств и пути транспортировки в большей степени определяется характером повреждений и состоянием пострадавшего.

Применение различных средств транспортировки

При срыве альпинист может получить ушибы наружных покровов и внутренних органов, ранения, растяжения, вывихи, а также переломы, обморожения. При легких повреждениях допустимы простейшие способы переноски на ремне, лямке, шесте; при сильных, тяжелых повреждениях всегда следует применять только носилки, которые охраняют человека от дополнительных повреждений и страданий.

Выбор пути транспортировки зависит от характера склонов вершины, а также от наличия спасательных средств. На большие расстояния предпочтительнее транспортировать по снегу, фирну при условии пользования салазками. Для этого выбираются пути возможно отложе. По скалам выгоднее спуск на носилках проводить по крутым участкам.

Поведение транспортирующих

Транспортирующие должны соблюдать спокойствие, проявлять чуткое отношение к пострадавшему товарищу. Действовать быстро, оперативно, но без суеты и паники.

Указания

Отряд расположить в две—три шеренги, полукругом, лицом к скалам. Место ведущего занятия — у подножия скал. Все устройства для демонстрации должны быть подготовлены заранее.

Напомнить проведенную ранее лекцию о первой помощи, основные положения пострадавших во время транспортировки при наиболее характерных повреждениях ног, рук, головы, брюшной полости, спины и грудной клетки.

На ближайших склонах или на схемах показать возможные пути для спуска и подъема пострадавших.

Переноска пострадавших простейшими средствами

Переноска на ремне, лямке, веревке, рюкзаке. Надеть переносные приспособления (лямку). Аккуратно наложить за'шею, не допуская перекрещивания ремня, лямки. Поднять пострадавшего на камень, пенек, ствол. Заложить поочередно ноги за лямку, руки пострадавшего положить на плечи транспортирующего. Осторожно поднять пострадавшего. Так же переносить на веревке и на рюкзаке.

Указания

Построить всех участников в две шеренги.

Необходимо, чтобы каждый из участников пронес на своих плечах одного из товарищей на веревке, рюкзаке или лямке. Затем каждому испробовать переноску носилок с “пострадавшим”.

Переноска пострадавшего на носилках

Изготовление импровизированных носилок,

Взять два шеста длиной по 2 м 30 см. и 4 поперечных—по 68—70 см, 8 коротких вспомогательных веревок по 3—4 м и один длинный конец. Расположив перекладины согласно схеме носилок с изголовником, приступить к их вязке. Вязать перекресты одновременно с двух сторон, привлекая на вязку каждой крестовины по одному слушателю. К готовым носилкам у изголовья и ног привязать две сдвоенные плечевые лямки, при вязке носилок применять строго определенный прием, закрепляя каждый узел.

Указания

Для связывания носилок разойтись по отделениям. Следует проследить, чтобы каждый из участников завязал не менее чем по одному узлу (перекрест), желательно, чтобы каждое отделение связало, соревнуясь за быстроту и качество, по одной паре носилок.

Носилки испробовать на переноске.

Занятие по переноске пострадавшего на носилках продолжить до окончания демонстрации спуска, после чего транспортировать в лагерь по тропам.

Уложив в качестве “пострадавшего” одного из участников, продемонстрировать переноску на носилках по крутому травянистому склону и осыпи, обращая внимание на положение “пострадавшего” по отношению к склону (головой вверх).

Демонстрация спуска пострадавшего на трудном участке рельефа (на скалах)

На заранее выбранном участке скал присмотреть места для закрепления крючьев для спуска. Участок должен быть высотой 15—20 м, для спуска по вертикали с переходом второй веревкой на траверс. Между ними площадка для переключения носилок.

Назначить транспортирующую группу из 4 инструкторов и старост заранее, до занятия проинструктировать их и распределить между ними обязанности. Вверху участка организовать шесть точек закрепления: четыре на спуске носилок с торможением веревки “зигзагом” или иным способом и две для сопровождающих носилки, которые спускаются способом “сидя” на сдвоенной веревке.

Уложить “пострадавшего” на носилки и, привязав к ним, спустить до площадки, затем освободить веревки для спуска, сдвоив их, натянуть блочным способом веревку для траверса и транспортировать носилки через “кулуар” вдоль скал.

Приступая к демонстрации спасательных работ, собрать участников на место, с которого хорошо видно начало и конец участка транспортировки. Показать способы закрепления веревок при спуске.

Для сопровождающих обязательна самостраховка схватывающим узлом. Обратить внимание на четкость демонстрации приемов.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.