От редакции. Передав для публикации данный материал, авторы проявили определенную смелость и самокритичность, так как о своих ошибках на маршруте туристы предпочитают умалчивать.
К большому сожалению, ситуации, подобные описанной в статье, стали часто встречаться не только в лыжных, но и в других видах спортивных походов, заявленных на участие в различных туристских чемпионатах. Стремление любой ценой пройти заявленный маршрут, ослепление престижным блеском золотых медалей приводит не только к травмам, но и к невосполнимым потерям доверия и дружбы среди членов таких групп.
Со стороны трудно оценить правоту каждой из конфликтующих сторон, имеющих свою аргументированную точку зрения на сложившуюся ситуацию. По мнению главной судейской коллегии, все участники описанных событий оказались не на высоте, положения, соответствующей их большому туристскому опыту. Сам факт появления такой статьи позволит обратить внимание читателей на существо старой проблемы о первичности моральных или вещественных ценностей в спортивном туризме. Остается также надежда, что полученный урок пойдет на пользу членам этой, теперь уже бывшей, группы. Публикуя эту статью, редакция рассматривает данную ситуацию как учебный пример действий группы в экстремальной ситуации. Надеемся, что статья заинтересует читателей и, возможно, они захотят рассказать на страницах нашего альманаха об аналогичных ситуациях в своих походах.
Итак, подведены итоги похода 6 к. с., пройденного нашей группой по хребту Сунтар-Хаята. На чемпионате СССР по лыжному спорту группа заняла почетное пятое место. Но не дает покоя то, что, спускаясь с перевала Крома, мы попали в лавинную ситуацию, из которой чудом вышли, и это преподносится как достижение. Мы же считаем необходимым рассказать, почему не смогли правильно оценить лавинную опасность, сохранить нормальные отношения между участниками похода, и заострить внимание на том, что руководитель должен понимать состояние группы и беречь ее единство, поскольку только в этом залог настоящего успеха.
Мы были одними из первых, кто прошел зимой в центре Юдомского хребта и пересек массив вершины Шаталова. За нашим походом обязательно последуют другие, поскольку район очень интересен для лыжников. Поэтому мы должны понять и разобраться, почему так случилось, что группа за четыре часа, начав движение в 17 часов, прошла сквозь 30 лавин и оползней каньона реки Азейкан. Случайность это, результат незнания снежной обстановки Юдомского хребта или тактическая ошибка группы?
Говорить об этом нужно, потому что трагический опыт лыжных походов в горных районах в основном связан с лавинами (до 30 процентов). К сожалению, очень мало литературы, описывающей действия в таких экстремальных условиях. А ведь основным фактором безопасности группы в подобной ситуации должно быть не везение, а знания.
Перечень перевалов, пройденных группой по
Юдомскому хребту 1 - Днепровский (1Б) 2 - Переходный (1Б) 3 - Геодезистов (1А) 4 - Авиации (2Б) 5 - Космонавтики (2А) 6 - Корабелов (1Б) 7 - Московский ( 1Б) 8 - Олимпийский (1Б) 9 - Обручева (1Б) 10 - Томский (1Б) . 11 - Васьковского (2Б) 12 - Сургут (2Б) 13 - Нефть Приобья (1Б) 14 - Крома (1Б) 15 - Надежда (2А) |
Что группа знала о лавинной опасности в районе путешествия (хребты Сунтар-Хаята, Юдомский)? Конкретные данные по состоянию ледников и снежного покрова были собраны только по центральной части хребта Сунтар-Хаята, при этом использовались результаты работы метеостанции «Сунтар-Хаята» (в конце 50-х — начале 60-х гг.). По остальным районам имелась информация общего характера. Толщина снежного покрова растет при перемещении к югу в направлении вершин Палатка, Берилл, Васьковского, то есть в направлении хребтов, обрамляющих реку Делькю-Охотская. Факт нарастания толщины снега в южных частях Юдомского хребта объясняется южными влажными массами воздуха, идущими с Охотского моря. При подходе к центральной части хребта они теряют значительную часть влаги в виде снега на охотских склонах. Материалы, представленные в отчетах по зимним лыжным путешествиям, имеющиеся в библиотеке МГКТ, не прояснили обстановки по состоянию снежного покрова и лавинной опасности в марте — эпреле в районе Юдомского хребта и горного массива Шаталова.
Группа достаточно уверенно прошла ту часть маршрута, которая включала тебя хорошо известные районы хребта Сунтар-Хаята, а именно массивы вершин Палатка и Мус-Хая.
На 9-й день похода при спуске в долину реки Делькю-Охотская после прохождения перевала Переходной (1Б) мы поняли, что этот район хребта Сунтар-Хаята климатически отличается от предыдущих и что информации о лавинной опасности нам явно не хватает. Нам надо было заранее, перед походом из Москвы, обратиться к туристам-лыжникам городов Якутска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, для которых этот район является более доступным.
По глубокому снегу мы пробились к ручью Геодезистов. К вечеру погода испортилась. Появились облака, задул пронизывающий ветер.
Следующий, 10-й день похода был первым днем плохой погоды в начале кольца по Юдомскому хребту.
10-й день похода. 8 апреля 1988 г. Начало кольца по Юдомскому хребту. Утром в пещере, вырытой в снежном наддуве, оставляем продукты на 5—6 дней отходов. Пасмурно, средний ветер, горы хорошо прикрыты облаками. Идет мелкий снег. Группа поднимается вверх по ручью Геодезистов, узкая долина которого во многих местах перекрыта снежными конусами старых и новых лавин. Из-за плохой погоды полудневка под перевалом Геодезистов.
11-й день похода. 9 апреля 1988 г. Пасмурно, горы закрыты, идет мелкий снег, метет. При плохой погоде прошли перевал Геодезистов (1А) и встали под перевалом Авиации на полудневку. Для экономии времени часть группы уходит на разведку цирка и перевала Авиации. Вернулись в 16 час. 30 мин. Перевал Авиации оценен 2А—2Б. Двое предлагают идти на перевал сейчас же, двое против, остальные молчат. В 18.00 руководитель предлагает сняться со стоянки и идти на перевал. Все — против!
12-й день похода. 10 апреля 1988 г. Пройдены перевалы Авиации (2Б), Космонавтики (1Б), Корабелов (2А). Погода хорошая: безоблачно, солнце, слабый ветер. Наблюдали сход лавин из-под перевала Космонавтики со склона, освещенного солнцем. Ширина лавины 0,3—-0,5 км.
13-й день похода. 11 апреля 1988 г. Прекрасная погода. Много солнца, тепло. Прошли перевалы Московский (1Б), Олимпийский (2А).
14-й день похода. 12 апреля 1988 г. Группа прошла перевалы Обручева (1Б), Томский (1Б). Погода хорошая: редкая облачность, солнце, слабый и средний ветер. Встали на ночевку на леднике № 147 (у подножия вершины Васьковского). Группа совершила восхождение на вершину (2А). При спуске с вершины погода ухудшилась, усилился ветер, появилась мгла, низовая метель. Ближайшие склоны вершины Васьковского еле видны.
15-й день похода. 13 апреля 1988 г. Всю ночь мощный ветер, снег. Утром погода не меняется: сильный ветер, снег, пурга. Гор не видно. В группе очередной день идут страстные дискуссии о том, как дальше продолжать кольцо по Юдомскому хребту. Каждая полудневка выбивает нас из графика похода. В каждый последующий день хорошей погоды входим в график и еще чуточку сверх, на будущую непогоду. Такое чередование дней с хорошей и плохой погодой ставит вопрос о целесообразности ухода за перевал Сургут, в южную часть Юдомского хребта, поскольку выход к реке Делькю-Охотская может затянуться на несколько дней (3—5).
Группа решает после чрезвычайно острых споров следующее: провести сегодня разведку перевала Сургут, если позволит погода; завтра уходить вниз к реке Делькю-Охотская к заброске.
16-й день похода. 14 апреля 1988 г. Ночью сильный ветер, похолодало. Утро солнечное, умеренный ветер, вершина Васьковского увешана снежными флагами длиной 0,5—1 км. Ветер и снег, за два дня засыпавший стенку и палатку. Уходим вниз по широкой долине реки Васьковского к заброске на реке Делькю-Охотская, поскольку вчера была проведена разведка перевалов Сургут (2А) и Васьковского (2Б, первовосхождение). При спуске руководитель, несмотря на вчерашнее решение, пошел делать план, из-за чего группа раскололась на Две части. Одна пошла на разведку перевалов Нефть Приобья и Надежда, другая осталась внизу. После этого случая среди туристов возникло молчаливое напряжение и явно сформировался раскол. В низовьях реки Васьковского встретились с туристами из города Комсомольска-ча-Амуре. Они спускались с перевала Веснянка. В южной части Юдомского хребта их группа сразу же столкнулась со сходом лавин. Склоны гор перегружены снегом. Как стало ясно позже, это было первое серьезное предупреждение о нарастающей лавинной опасности. Это подтвердилось на следующий день.
17-й день похода. 15 апреля 1988 г. Легкая облачность, мгла. Утром в группе состоялось решительное выяснение отношений. От этих постоянных утренних и особенно вечерних выяснений и объяснений становится скучно и противно. И еще немного страшно. Впереди, на отходе, малоизвестные горы, а группы как таковой нет! Начали движение вверх по реке Делькю-Охотская (выше района бифуркации) к заброске. На солнечных склонах гор правого берега реки наблюдается множество лавинных конусов. Лавинные конусы — в каждом кулуаре. Во второй половине дня погода ухудшилась. Облачность, мелкий снег, солнце редко пробивается через облака. Встали на ночевку в устье реки Шаталова. Продукты из заброски позволяют в течение 5—6 дней выйти к метеостанции «Агаякан». В группе продолжаются дискуссии и взаимные упреки.
18-й день похода. 16 апреля 1988 г. Утро. Средняя облачность, сильный ветер, идет мощный перенос снега. Поднимаемся на перевал Крома по ущелью реки Шаталова. Пересекаем несколько снежных конусов старых и новых лавин. Сильный ветер заставляет останавливаться и пережидать его мощные порывы. Во второй половине дня (после 14 час., уже за перевалом Крома) погода улучшилась, ветер практически исчез, появилось яркое солнце. Группа остановилась на обед на моренах ледника № 107. Во время обеда наблюдали сход лавины шириной до 0,5 км со склона, обрамляющего ледник № 107 с севера. Лавина ушла за первую гряду морен. Правый склон долины реки Азейкан освещен ярким солнцем. Группа вышла со стоянки на обед в 16.45, чачав спуск по морене в каньон реки Азейкан.
Перед тем как перейти к описанию следующих четырех часов лавин, вернемся к предыдущим дням похода. Анализ погодных условий в предыдущие дни указывает на устойчивую повторяемость дней с плохой погодой (облачность, снегопад, умеренный и сильный ветер, существенный перенос снега). Практически с 6-го по 18-й день похода на каждый день с хорошей погодой приходилось 1-2 (или даже 3) дня плохой. На 12 дней похода (с 4 по 16 апреля) пришлось 8 дней плохой погоды.
В группе достаточно регулярно обсуждалась ситуация, связанная с ухудшением погоды, а также проблема повышения лавинной опасности. Но гонка за планом маршрута по Юдомскому хребту отодви-гала внимательный анализ надвигающейся лавинной опасности в горах. Необходимо также отметить, что вынужденные дневки и полудневки, связанные с плохой погодой, требовали в другие дни интенсивной, тяжелой работы. Руководитель пытался сделать план похода, а группа устала от рваного темпа, и поэтому возникшие противоречия переросли в конфликтную ситуацию, которая сыграла существенную роль в том, что в этот ответственный момент группа забыла о резко возросшей лавинной опасности. Дальше мы продолжали маршрут с одной мыслью - побыстрее закончить поход. Пройдя через массив Шаталова (а конкретно через перевал Крома), группа, состоявшая в основном из опытных лыжников, не смогла найти в себе силы оценить правильно сложившуюся ситуацию и отказаться от опасного варианта выхода по узкому каньону реки Азейкан.
С таким настроением прошли перевал
Крома (1Б), который сам по себе не представляет
сложности, и очутились перед входом в каньон
верховьев реки Азейкан. Здесь группе надо было
остановиться на ночевку, а рано утром следую-щего
дня проскочить каньон реки Азейкан. Но туристы
ломились к трассе, поэтому в 16 ч. 45 мин. после
2,5-часового обеда при ярком солнце, заливающем
своим светом горные склоны правого берега реки
Азейкан, двумя группами начали спуск с последней
морены в каньон.
Через 10 минут первые три участника попали в
медленно струящуюся лавину.
Далее события развивались следующим образом.
В 17 час. 45 мин. остановились на ремонт сломанной лыжи и отдых в расширяющемся участке долины. Пройден первый каньон. Перед самым выходом на расширяющийся участок наблюдали сход мощной лавины (правого борта долины. Все пространство завалено снежными блоками толщиной до 0,5 м. Этой лавине предшествовали (в верхнем каньоне) еще восемь лавин и оползней. Одна из них разделила группу на две части, заполнив участок каньона сошедшим снегом высотой 5—7 м. Лавины сходили то спереди, то сзади группы, а иногда между участниками.
Группа шла по дну каньона, соблюдая все меры предосторожности, которые описаны в литературе, то есть двигалась гусеницей. Первый проходил по интуиции опасный участок и останавливался в безопасном месте, подавая зрительный сигнал. Только после этого двигался второй. Он, пройдя опасный участок, также подавал сигнал третьему и т. д. Склоны были покрыты снежными досками, которые при нагружении их давали трещины и проседали. Очень часто это вызывало лавину, которую пережидали, и затем первый участник двигался по ней. Хуже, если лавины не было. Первый, используя весь свой запас знаний, интуиции и умения мягко и быстро передвигаться, проходил этот участок очень осторожно и как можно быстрее, без лишних нагрузок на склон.
18 час. 15 мин.—20 час. 25 мин. Второй каньон, ширина которого в 2— 3 раза больше верхнего каньона. За время движения наблюдали сход 20 лавин и оползней. Где-то в 19 час. 20 мин. группа попала в одну из лавин, которая засыпала одного по пояс, другие отделались легким испугом. Сход лавины произошел на участке каньона шириной 50—60 м. Правый борт перегружен снегом, дно — ледяные блюдца, разделенные галькой, присыпанные снегом. При выходе из этого участка каньона (поворот влево на 90°) от правого борта к левому шла снежная перемычка, соединяющая снежные склоны каньона. Ширина перемычки в самом узком месте была 1,5—2 м и высота не более 0,5 м. Лавина (весь снег с правого борта каньона) сошла при пересечении этой снежной перемычки третьим участником. Снег на левом склоне остался без движения.
20 час. 30 мин. — 21 час. 00 мин. Пройден весь каньон. Остановились на ночевку в 1—1,5 км ниже по реке. Последний участок каньона — шириной 0,2—0,3 км. За время движения по нему наблюдали оползень.
Все эти 30 лавин помянули за вечерним чаем!
Утром бензина хватило только на то, чтобы растопить снег. Холодный чай и соответствующий ему завтрак настроение не улучшили. Группа быстро собралась и устремилась вниз по реке, к лесу, к кострам. Осталось пять дней отходов в Оймяконскую котловину, к теплу днем И пятидесятиградусным морозам ночью.
Маршрут пройден! Все закончилось благополучно! Но, несмотря на это, мы считаем, что одной из основных причин приведших группу к сложной ситуации в верховьях долины реки Азейкан, является пренебрежение ясными и четкими признаками увеличивающейся лавинной опасности, такими, как снегопады, сильный ветер, активный перенос снега и многочисленные лавинные конусы по склонам гор, окружающих долину реки Делькю-Охотская.
Туристы не изменили тактику дневных переходов, столкнувшись с явными признаками повышенной лавинной опасности. В день прохождения перевала Крома и верховьев реки Азейкан группа вышла позже, чем в предыдущие и последующие дни, обед затянулся на 2,5 часа и закончился почти в 17 часов. За это время солнце успело хорошо прогреть склоны гор правого берега реки Азейкан. Практически все правые заснеженные стенки и склоны каньона грело солнце. Снег на склонах перешел в неустойчивое состояние, и любая случайность могла привести к сходу лавин.
Было очень интересно предсказывать: «Вот тот правый склон за двумя поворотами сейчас очистится от снега!»
Через несколько минут предсказание сбывалось. Под весом человека появлялась линия отрыва, и снежный склон, дробясь на блоки, устремлялся вниз лавиной.
Сейчас, в Москве, на основе анализа всех условий прохождения маршрута и состояния психологического микроклимата в группе, ясно, что мы должны были уйти к Хандыгской трассе через бифуркацию и базу геологов, вниз по реке Делькю-Куйдусунская.
Понятно, что в горах Юдомского хребта, в условиях природной и душевной непогоды, очень трудно было принять правильное решение. Но принять его было необходимо.
Из журнала "Ветер Странствий" № 25.
Будь на связи
- Email:
- nomad@gmail.ru
- Skype:
- nomadskype
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.