Дорога постепенно начинает спускаться в широкую долину, где уже виднеется река. Крутой спуск — и вот мы стоим на ее берегу. Встреча состоялась.
Здравствуй, Диби!
Здесь, на берегу далекой таежной реки, невольно вспоминаешь, как все начиналось...
Так случилось, что наши дороги долго расходились с популярным среди туристов районом реки Саянская Ока. И, выбирая маршрут очередного похода, мы решили восполнить пробел. Но идти много раз пройденным маршрутом не хотелось, и тогда привлекла внимание река Диби — крупный левый приток Оки. Поиски какого-либо материала не увенчались успехом, что еще сильнее заинтересовало нас.
Много полезных сведений о Диби и подходах к ней мы узнали в поселке Монды от геологов Верхне-Окинской партии.
Наш путь начался от устья реки Боксон — левого притока Оки, куда приехали на попутной машине из поселка Монды по дороге, ведущей в поселок Орлик. К августу 1987 года 50 км дороги были благоустроены, в ряде мест велись работы, но на автомобиле высокой проходимости уже можно было проехать по всей трассе.
Нам повезло. Не успели пройти вверх по Боксону и 5 км, как нас догнал трактор с колхозниками, ехавшими на покос в долину реки Диби.
Тракторная дорога идет вверх по реке Боксон и ее притоку Хойто-Боксон: На протяжении 15 км дорога хорошая. В самых верховьях реки Хойто-Боксон дорога уходит в сторону и сразу начинается пологий шестикилометровый подъем на перевал Лохматый. И здесь, и после перевала, вплоть до спуска к реке Диби, путь проходит по болотистой местности. После перевала дорога выходит на плато, откуда открывается красивый вид на далекие горы Восточного Саяна.
На берегу Диби находится полевой стан одной из бригад колхоза имени 50-летия Октября. Надо отметить доброжелательность и гостеприимство колхозников, впервые увидевших туристов в этой местности. И впервые за многие годы путешествий мы оказались в центре внимания у местных фотолюбителей, запечатлевших начало нашего сплава.
Первые километры сплава окончательно рассеивают все сомнения — воды вполне достаточно и с каждым часом становится больше, однако на многочисленных перекатах приходится перетаскивать катамараны через мель.
Через 10 км долина сужается и река входит в ущелье, которое тянется практически до устья. Одновременно с ущельем начинается многокилометровая шивера, вскоре после которой на правом берегу виднеется дом и еще через километр первый несложный порог.
На протяжении следующих 20—25 км до впадения крупного левого притока реки Забит несложные шиверы и перекаты встречаются в среднем через каждые 5—7 минут. Характер и сложность препятствий после впадения реки Забит резко меняется. Воды в реке уже значительно больше, многочисленные шиверы становятся все более мощными, и довольно часто валы в них достигают высоты до одного метра, нередки и пенные ямы. Проявление наибольшей мощности в конце шиверы является характерной особенностью на этом участке. Промежутки между щиверами незначительные.
Сплав становится намного интереснее, река не дает времени на передышку; уже пройдено несколько порогов, но все мы с нетерпением ждем водопада, про который рассказывали местные жители и геологи. И надо сразу сказать, что наши ожидания оправдались.
Порог-водопад находится через 12— 15 км за устьем реки Забит. За 2—3 км перед порогом — длинная шивера на участке, где река описывает почти полный круг. Шиверу мы так и назвали — Круговой. После нее еще две шиверы, причем вторая очень мощная, и в конце ее прямого участка расположен двухступенчатый порог-водопад.
Первая ступень — два слива высотой по метру. Вторая ступень через 30 м; начинается она пологим двухметровым сливом с пенной ямой за ним (это и есть водопад). Затем берега сужаются и мощный поток с крупными валами идет по скальному коридору длиной 40 м. За порогом большое улово. Вторая ступень порога очень похожа на первую ступень Базыбайского порога на реке Казыр, но несколько слабее.
Через 300 метров на правом берегу отличное место для стоянки, с приятным сюрпризом — старой, но хорошо сохранившейся баней. А если учесть и хорошую рыбалку, то лучшего места для дневки не придумаешь.
Отсюда мы совершили радиальный выход на вершину близлежащей и наиболее высокой горы, откуда открылся хороший обзор. Собственно, вершины как таковой и нет — есть большая, ровная, размером 300 на 200 метров площадка с полным отсутствием следов предшественников. Даже на вековых кедрах, растущих на вершине, шишки можно собирать прямо с земли. Кстати, это были первые кедры, которые мы встретили с начала похода.
Через 5—6 км после дневки река входит в Первые Щеки с несколькими шиверами. За ними большой остров. В правой протоке порог с крупными валами и сливом в конце. Сразу за порогом — резкий правый поворот, и река входит во Вторые Щеки с двумя серьезными порогами, требующими предварительного осмотра. Причалить нужно к левому берегу перед началом Вторых Щек, так как первый порог расположен на входе в Щеки. Вторыми Щеками кончается участок с наиболее сложными порогами, начавшийся порогом-водопадом.
Следующие 10 км сплава проходят по живописным местам, часто река течет в Щеках. Практически на каждом повороте препятствия различной сложности, в том числе мощные, но короткие пороги.
Такой характер река сохраняет до поворота в восточном направлении. Здесь тропа, идущая почти вдоль всей реки, отходит в сторону и направляется к реке Тисса и дальше в поселок Орлик.
До Оки остается около 5 км, река постепенно успокаивается, а ущелье становится более глубоким и мрачным, но вскоре оно кончается, и Диби, в отличие от других более известных притоков, спокойно и совсем незаметно впадает в Оку.
Впереди нас ждало продолжение похода, но уже по хорошо всем известной Саянской Оке.
Итак, в августе 1987 года мы прошли 65 км реки Диби и выделили на этом участке 82 препятствия различной сложности без учета перекатов, в том числе 3 порога 5 категории сложности и 17 порогов 3—4 категорий. Ориентировочный расход воды в месте начала сплава 10 м/сек, после впадения реки Забит — 25 м/сек, в устье — около 30 м/сек. Подход от устья реки Боксон составляет 40 км. Сплав осуществлен на двух надувных четырехместных катамаранах группой из 8 человек — жителей городов Челябинска, Магнитогорска, Миасса и Глазова.
По нашему мнению, поход по рекам Диби и Ока является вполне полноценной «пятеркой», в отличие от сплава только по одной Оке, и, судя по отчетам, более насыщен препятствиями, чем маршруты по притокам Оки — рекам Сенца и Тисса.
Наиболее подходящим средством сплава для реки Диби могут быть надувные суда. От устья реки Забит возможен сплав и на плоту с надувными элементами. Материал для строительства судов есть везде, но в верховьях только лиственница.
Надо отметить, что путешествие проходило при большом уровне воды. При меньшем уровне сплав по Диби до слияния с рекой Забит может быть менее успешным, а сложность и характер препятствий в нижнем течении существенно изменятся.
Из журнала "Ветер Странствий" № 25.
Будь на связи
- Email:
- nomad@gmail.ru
- Skype:
- nomadskype
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.