Несмотря на широкое распространение четырехместных катамаранов, в водном туризме используются и другие типы надувных судов. Большинство из них, однако, лишено основного преимущества, свойственного катамаранам с канойной (только с канойной!) посадкой, — возможности широко применять слаломную технику, позволяющую совершать сложные маневры на бурной воде и проходить сложные препятствия. Исключением является двухместный катамаран с поперечной (по одному гребцу на каждом поплавке) канойной посадкой. Как и четырехместный, он представляет широкие возможности для использования слаломных приемов, а в некоторых отношениях имеет определенные преимущества перед ним.

КОНСТРУКЦИЯ

Поперечные сечения поплавков катамарана Рис. 1. Поперечные сечения поплавков катамарана:

а — круглый;

б — плоский;

в — сегментовидныи, с плоской напряженной декой;

г — с наплывами («Верблюд»)

Конструкции катамаранов-двоек в основном аналогичны конструкциям четверок. Наибольшее распространение получили круглые катамараны (рис. 1, а). Их достоинства — простота изготовления, малый расход материала, малый вес. Поскольку диаметр поплавков существенно меньше, чем у круглых четверок, устраняется один из основных недостатков последних — высокое расположение гребцов над водой, снижающее эффективность гребли. Очевидно, именно из-за этого обстоятельства доля круглых катамаранов среди двоек намного больше, чем среди четверок.

Наиболее типичные размеры двоек следующие: длина 3,1—3,3 м, габаритная ширина 1,5—1,6 м, наибольший диаметр поплавков 45—48 см, объем 730—770 л. Для двоек характерна глубокая подрезка поплавков: участок с постоянным диаметром не превосходит обычно 0,5—0,7 м. Указанные размеры являются, по нашему мнению, оптимальными для многофункционального судна, но они могут меняться, если катамаран предназначается только для какой-то одной роли в группе. Если предполагается использовать его в основном как грузовое судно для сопровождения малых слаломных судов (каяков, каноэ) и проходить препятствия простейшим образом, то длина может быть увеличена до 3,6 м, а объем до 800—850 л. Если же катамаран предназначается для технически сложных прохождений и будет везти только свой собственный груз, то можно уменьшить объем до 700 л. Правда, для этих целей больше подходят другие конструкции катамаранов — плоский и «верблюд».

Для плоского катамарана (поперечное сечение поплавка изображено на рис. 1, б) рекомендуются следующие размеры: наибольшая высота поплавка 32—34 см, ширина 48—55 см. Для грузового катамарана они могут быть увеличены до 36—38 и 55—60 см соответственно, для спортивного — уменьшены до 30—32 и 45—48 см. Длина, ширина и объем такие же, как у круглых двоек аналогичного назначения. Как и для плоских четверок, рекомендуется конструкция с трехсекционной оболочкой и двумя независимыми баллонами, вставленными в боковые секции (в нижнюю секцию можно вставить баллон низкого давления). Конструкция с односекционной оболочкой и двухсекционным баллоном имеет ряд принципиальных недостатков: форма поперечного сечения определяется соотношением пе--пиметров баллона и оболочки, которое трудно выдержать из-за неодинакового растяжения материалов; швы между внешними частями баллона и перегородкой работают на разрыв, поэтому они должны быть сшиты, а не склеены; следовательно, трудно обеспечить их герметичность; в нижней части, где баллон отходит от оболочки, всю нагрузку несет материал баллона, и при повышении давления (например, при ударе о камень) он лопается.

Что касается катамаранов с профилированной рамой, сегментовидными поплавками и плоской декой (рис. 1, в) или наплывами («верблюд», рис. 1 г; 2), то они широкого распространения на сегодняшний день не получили. Объясняется это, вероятно, тем, что для начинающих туристов вполне достаточно тех технических возможностей, которые предоставляют более простые конструкции, а впоследствии они переходят на другие суда; соревнования по ТВТ, предъявляющие высокие требования к технике и к возможностям судна, на двухместных катамаранах не проводятся; на реках 4 к. с. двойки применяются редко, зато широко используются двойки с деревянной рамой в таежных районах. Можно, однако, полагать, что это должен быть катамаран с наплывами, спортивного типа, длиной 3,5—3,7 м, шириной 1,5—1,6 м, с наибольшей высотой основной (нижней) части поплавка 20—25 см, шириной 50—55 см, высотой наплывов 20—25 см, объемом основной части 450—500 л и наплывов 300—350 л. Конструкция с плоской декой уступает «верблюду» во многих отношениях и в будущем, по нашему мнению, вряд ли будет широко применяться.

Рис. 2. «Верблюд» — вид сбоку. Двухместный катамаран с наплывамиТЕХНИКА И ТАКТИКА

Техника гребли на двухместном катамаране близка к технике гребли на четырехместном. На двойке можно использовать и приемы, характерные как для передних гребцов на четверке, так и для задних. Дугообразные гребки могут быть более длинными, доходя до 180° (от носа до кормы и наоборот), в то время как на четверке они выполняются только на 90° (начинаются и кончаются на уровне гребца).

Поскольку почти вся масса судна (оба гребца и груз) сосредоточена в центре, двойка имеет малые моменты инерции по всем осям. Благодаря этому она легко поворачивается по курсу дугообразными гребками, а задержка носа или кормы на валу, в бочке, на камне используется для поворота реже, чем на четверке.

Рис. 3. Посадка гребца — вид сбоку Самое существенное различие в технике двойки и четверки состоит в управлении креном и дифферентом. На четверке такое управление требуется только при самых сложных препятствиях и поэтому используется очень редко. Двойка из-за меньшего диаметра поплавков сильнее закусывается при входе в улово, выходе на струю» (притапливается внешний при развороте поплавок) и в других ситуациях, когда струя бьет в борт судна. Особенно чувствительны к этому плоские и сегментовидные двойки. Из-за меньшей ширины двойка легче опрокидывается через борт. С другой стороны, на двойке очень эффективно откренивание — также благодаря меньшей ширине. В частности, неоднократно имели место случаи, когда катамаран, уже достигший близкого к критическому крена в 50—60°, удавалось правильными действиями экипажа вернуть на ровный киль. В одном из этих случаев катамаран удерживался на одном поплавке около 4 секунд, пройдя в таком положении несколько десятков метров. В целом же задание крена на двойке требуется почти столь же часто, как и на малых судах, т. е. при выполнении большинства маневров на бурной воде: входе в улово, выходе на струю, траверсе, прохождении валов и бочек лагом, навале на камень и т. д.

index_catamaran04.jpg (12214 bytes) Рис. 4. Раскрой гондолы:

а - дека;

б - борт;

в - дно.

Аналогичная ситуация имеет место для дифферента. Из-за сосредоточения массы в центре судна и глубокой под-резки оконечностей двойка гораздо легче, чем четверка, переворачивается через нос или корму (такое же различие наблюдается между каяком и байдаркой).
Оверкиль через нос происходит обычно при прохождений высоких крутых сливов, за которыми следует пенный котел, а че-рез корму - при прохождении сливов с большой скоростью течения и мощной бочкой. Для предотвращения оверкиля требуется задание дифферента: в первом случае - на корму, во втором - на нос (при прохождении кормой-наоборот), что достигается глубоким наклоном назад или вперед соответственно.
В случае оверкиля двойка легко возвращается в нормальное положение любым из известных приемов, причем, если груз не слишком велик, это вполне может сделать один человек. Удобно перевора-чивать двойку, подцепив рукояткой весла за продольный элемент рамы или шнуровку противоположного поплавка (на четверке это не столь удобно из-за большей ширины).
Тактика двойки близка к тактике четверки. Различия обусловлены большей маневренностью и меньшими габаритами двойки. Так, четверки часто пропускают небольшие камни между поплавков; двой-ки же их обычно обходят. Двойка мо-жет реализовать более сложную линию движения, заходить в небольшие улова и т. д. Иногда, как и для малых судов, бывает уместно воспользоваться различными боковыми проходами, чтобы обойти репятствия на главной струе, хотя в целом такое прохождение, по нашему мнению, не имеет большого смысла: зачем идти, скажем, на реку 5 к. с., чтобы предолевать препятствия обходными путями, сложность которых не выше тройки? На двухместном катамаране очень большую роль играет слаженность и взаимопонимание в экипаже. На четверке если и возникают разногласия, то мнения обычно разделяются в отношении 1 : 3, и меньшинство быстро подчиняется большинству. На двойке же голоса могут разделиться только пополам, что полностью лишает экипаж возможности совершать какие-либо целенаправленные действия. Поэтому к подбору экипажей следует подходить более внимательно, стараясь формировать их из людей, близких по взглядам на тактику про-хождения препятствий, да и на все другие стороны водного туризма.

ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ КАТАМАРАНОВ

Спортивное судно. Двухместный катамаран - существенно более спортивное судно, чем четырехместный, и сплав на нем доставляет гораздо большее удовольствие (если, конечно, спортивная сторона похода занимает не последнее место сре-ди прочих ценностей). Особенно это относится к рекам 3-4 к. с., где от экипажей четверок, как правило, большой работы не требуется, зато экипажи двоек имеют широкие возможности для техничного спортивного сплава.
Транспортное судно. Двухместный катамаран средних размеров (около 50 л) в походе везет груз двух человек, составляющих его экипаж. Обычно вес этого груза 45-50 кг (в начале сплава). Кроме того, двойка может без значительного ухудшения ходовых качеств взять на борт еще 20-25 кг груза. Это позволяет использовать ее для сопровождения одноместного судна (каяка, каноэ-одиночки), а также двухместного (байдарки, каноэ-двойки), если последнее может везти половину своего груза.
При необходимости (например, в случае утраты или серьезной аварии другого судна) двойка может взять и больший груз, а также пассажира. Конечно, это уже скажется на ее ходовых качествах, но тем не менее сплав с таким грузом возможен, по крайней мере если на сложных препятствиях часть груза обносить по берегу.

Рис. 5. Вариант акономного раскроя дна и бортов Оптимальным, по нашему мнению, яв-ляется комплектование смешанных групп из двоек и одноместных судов в пропорции 1:1, т. е. на один двухместный катамаран - один каяк или каноэ.
Груз на катамаране размещается обычно в центре, на раме между гребцами. При таком расположении его влияние на ходовые качества судна (увеличение моментов инерции) будет минимальным. Поскольку размеры рамы все равно не позволяют человеку в спасжилете про-лезть сквозь нее между поплавками (чего не рекомендуется делать и на четверке), то безопасность в случае оверкиля не ухудшается.

Страховочное судно. Как показывает практика, двухместному катамарану вполне по силам выловить и доставить на берег плывущего человека или одноместное судно. Конечно, для этого, как и на любом другом судне, требуются определен-ные навыки, которые вырабатывыются предпоходными тренировками. В отличие от четверки двойка из-за малой ширины обычно не может завести аварийное судно между поплавками, и его следует сразу вытаскивать на раму, отлив при этом воду.
Страховка байдарок и двухместных каноэ более проблематична, поскольку поднять их на раму труднее, для аварийного экипажа остается мало места, а быстро причалить к берегу на перегруженном судне довольно сложно. Но этот вопрос не очень актуален, поскольку указанные суда на сложных маршрутах сейчас применяются мало и, вероятно, будут применяться еще меньше. Если же в составе группы этих судов нет, то, по нашему мнению, по крайней мере на маршрутах 4 к. с., нет необходимости иметь в группе четырехместный катамаран. Для страховки одноместных судов на этих маршрутах вполне достаточно катамаранов-двоек, и безопасность прохождения маршрута при этом не ухудшается.

При прохождении сложных препятствий двойку можно обнести и использовать для страховки четырехместного катамарана, проходящего препятствие первым. Конечно, зачалить перевернутую четверку двойка вряд ли сможет, но может доставить с берега спасконец, выловить отдельно плывущих людей, собрать упущенные весла. После этого ее можно занести обратно в начало порога и пройти его при страховке четверкой снизу. По хорошей тропе разгруженную двойку может нести один человек.

Рис. 6. Расположение петельУчебное судно. Именно в этой области двойка имеет наибольшие преимущества перед четверкой. Обучение на четырехместных катамаранах малоэффективно, потому что на них новичкам слишком трудно уловить связь между своими действиями и движением судна. Большое инерционное судно смешивает воедино все действующие на него силы, и обучаемый обычно не может разобраться, что является следствием его действий, что получается от действия трех остальных членов экипажа, а что — от воздействия потока, особенно если он сидит спереди и не видит ни задних гребцов, ни большей части судна. Вместо пользы такое обучение порой приводит к формированию совершенно неправильных навыков: обучаемый ошибся, другие его ошибку исправили, объяснить это не успели или забыли, но препятствие пройдено нормально, и у обучаемого зафиксировались в памяти только его действия, которые на самом деле были неправильными. В другой раз он сделает то же самое.

Кроме того, на реках 2—3 к. с., используемых обычно для обучения, вообще очень мало препятствий, в которых воздействие потока играет для четверки заметную роль, — она, как танк, давит все препятствия, не разбираясь особо, что там происходит. Это также приводит к формированию неправильных привычек: пренебрежению к воздействию потока, недооценке его, вере в абсолютную надежность катамарана и в невозможность оверкиля. На более сложных маршрутах это сразу же приводит к грубым ошибкам и тяжелым последствиям.

Катамаран-двойка в значительной мере лишен этих недостатков. Малоинерционный, чувствительный и к воздействию потока, и к управлению, он моментально откликается на любое воздействие, наглядно демонстрируя связь между ним и последующим движением судна. Обучаемому тем легче в этом разобраться, что он видит и действия напарника, и большую часть судна. Уже в препятствиях 2—3 к. с. двойка хорошо чувствует воздействие потока, приучая учитывать его и грамотно пользоваться. При этом вырабатываются навыки не только правильной гребли, но и управления судном по крену и дифференту. Это позволяет впоследствии легко пересаживаться с двойки на четверку на сложных маршрутах, где такое управление требуется и для четверки, и на малые слаломные суда — каяки, каноэ.

Рис. 7. Рама катамаранаВ результате обучение идет намного быстрее, чем на четверках. Порой выпускники школ СТП, прошедшие учебно-тренировочный поход 3 к. с. на двухместных катамаранах, владеют слаломной техникой гораздо лучше, чем бывалые туристы с опытом походов 5 к. с. на четырехместных.

Для обучения используется, как известно, еще одно судно — каноэ. Несомненно, что на каноэ можно в конечном счете научиться большему, чем на любом Катамаране, но это достигается дорогой Ценой. На тренировках, особенно вначале, много времени отнимают частые оверкили и ликвидация их последствий, в частности в условиях школы, поскольку на техническую подготовку в школах отводится очень мало времени. Оформить в учебно-тренировочный поход группу с большим числом каноэ затруднительно, поэтому большинству слушателей все равно придется идти на катамаранах. Да и впоследствии, после окончания школы, ходить в походы на каноэ будут немногие из них. Поэтому начинать обучение, по нашему мнению, лучше именно с катамаранов-двоек, и только спустя некоторое время, когда у слушателей появятся определенные взгляды насчет своего дальнейшего туристского роста и определенные навыки для этого, переходить на каноэ. Учить же всех слушателей сразу на каноэ вряд ли целесообразно.

В пользу двойки говорит и ее доступность. Расход материалов и трудоемкость изготовления двойки гораздо меньше, чем каноэ, что важно, в частности, из-за короткого времени работы школ. Упрощается (по сравнению с четверками) и решение организационных вопросов, связанных с изготовлением катамаранов.

Как показывает накопленный опыт применения двухместных катамаранов в школах туристской подготовки, их можно рекомендовать к использованию в качестве основного типа судов для школ СТП и к широкому применению в школах ВТП и СИП.

Использование двойки на небольших реках. Благодаря малым размерам и высокой живучести двухместный катамаран позволяет сплавляться по небольшим речкам, по которым четверка пройти не сможет. Расхода воды 8—10 мз/c для двойки уже достаточно, чтобы начинать сплав. В случае необходимости двойку легче обнести, чем четверку. Это открывает широкие возможности для прохождения и первопрохождения верховьев рек, многочисленных притоков второго-третьего порядка.

ДВУХМЕСТНЫЙ КАТАМАРАН «ЛЕРАКТ-88»

В качестве примера приведем наиболее популярную многоцелевую круглую двойку объемом 750 л. Вид сбоку показан на рис. 3.

Оболочка поплавка состоит из 4 деталей: деки, двух серповидных бортов и дна. Их размеры (в сантиметрах, без припусков на швы) приведены в таблице, смысл используемых обозначений поясняется на рис. 3 и 4. Здесь х — продольная координата для готового поплавка. Все продольные координаты отсчитываются от миделивого (наибольшего сечения), обозначенного буквой М. Носу (Н) соответствуют отрицательные значения х. корме (К) — положительные функции. Р (х) — радиус поплавка в сечении, определяемом координатой х.

Поскольку дека прямая, х совпадает с продольной координатой на выкройке деки. Полуширина деки задается функцией А (х). q — продольная координата на выкройке днища, измеряемая вдоль его осевой линии. Поскольку дно выпуклое, он длиннее, чем дека. Полуширина дна обозначена С (q). Аналогично р — продольная координата на выкройке борта, а форма его задается функциями В(р) и W(p). Оконечности, имеющие полусферическую форму, выкраиваются по месту (наподобие того, как сходятся листы глобуса около полюсов).

Дно и борта изготавливаются из широко применяемого в туристском судостроении полихлорвинила с капроновым- кордом, дека — из толстого капрона. Рекомендуется при выкраивании деталей отметить на них все указанные в таблице точки и при сшивании следить за тем, чтобы они совпадали. К бортам с внешней стороны пришиваются вна-хлест 10—12 петель с шагом 18—21 см на расстоянии 2—3 см от верхнего края (точнее, 1—1,5 см от будущего шва между бортом и декой — рис. 5). Дно с бортами сшивается внахлест, борта с декой — с изнанки встык, после чего оболочка выворачивается через окна в деке, в которые вставляется баллон. Швы между дном и бортами необходимо проклеить (разрезанным вдоль полихлорвиниловым кембриком), иначе нитки быстро протрутся.

Таблица (все размеры в сантиметрах, без припусков на швы. Сечения: 1 - нос, 21 - миделевое, 41 - корма).

 
№ сечения X R(x) A(x) Р B(p) W(p) q C(q)
 

 

 

 

 

 

 

 

—174.8 1.5 6.7 -178.1 2.4
1 —170.5 4.7 7.1 —163.6 2.8 12.8 —165.5 4.5
2 —161.2 8.9 13.6 —153.7 3.7 16.6 —154.9 5.9
3 —152.1 11.6 17.5 —144.1 4.3 19.5 —145.0 6.9
4 —142.9 13.5 20.5 —134.8 4.8 21.7 —135.4 7.7
5 —133.9 15.1 23.0 —125.6 5.2 23.7 —1Z6.1 8.4
6 —125.0 16.5 25.0 —116.6 5.6 25.3 —116.9 8.9
7 —116.1 17.6 26.7 —107.6 5.9 26.7 —107.9 9.4
8 —107.3 18.6 28.2 —98.8 6.2 27.9 —99.0 9.9
9 —98.6 19.4 29.5 —90.1 6.4 29.0 —90.3 10.2
10 —89.9 20.2 30.6 —81.5 6.6 29.9 —81.6 10.6
11 —81.4 20.8 31.5 —73.0 6.8 30.7 —73.1 10.9
12 —72.9 21.4 32.4 —64.5 6.9 31.4 —64.6 11.1
13 —64.5 21.8 33.1 —56.2 7.1 31.9 —56.2 11.3
14 —56.1 22.2 33.7 —47.9 7.2 32.4 —47.9 11.5
15 —47.9 22.6 34.2 —39.7 7.3 32.8 —39.7 11.6
16 —39.7 22.9 34.7 —31.6 7.3 33.2 —31.6 11.7
17 —31.6 23.1 35.0 —23.6 7.4 33.4 —23.6 11.8
18 —23.6 23.3 35.3 —15.7 7.4 33.6 —15.7 11.9
19 —15.7 23.4 35.5 —7.8 7.5 33.7 —7.8 11.9
20 —7.8 23.5 35.6 0.0 7.5 33.7 0.0 11.9
21 0.0 23.5 35.6 7.7 7.5 33.7 7.7 11.9
22 7.7 23.5 35.6 15.3 7.4 33.6 15.3 11.9
23 15.3 23.4 35.5 22.9 7.4 33.4 22.0 11.8
24 22.9 23.3 35.3 30.4 7.3 33.2 30.4 11.7
25 30.4 23.1 35.0 37.8 7.3 32.8 37.8 11.6
26 37.8 22.9 34.7  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 45.1 22.6 34.2 45.1 7.2 32.4 45.2 11.5
28 52.4 22.2 33.7 52.4 7.1 31.9 52.4 11.3
29 59.5 21.8 33.1 59.6 6.9 31.4 59.6 11.1
30 66.6 21.4 32.4 66.7 6.8 30.7 66.8 10.9
31 73.6 20.8 31.5 73.8 6.6 29.9 73.9 10.6
32 80.6 20.2 30.6 80.8 6.4 29.0 81.0 10.2
33 87.4 19.4 29.5 87.7 6.2 27.9 88.0 9.9
34 94.2 18.6 28.2 94.6 5.9 26.7 95.0 9.4
35 100.9 17.6 26.7 101.5 5.6 25.3 101.9 8.9
36 107.5 16.5 25.0 108.3 5.2 23.7 108.9 8.9
  114.1 15.1 23.0 115.2 4.8 21.7 116.0 7.7
  120.6 13.5 20.5 122.0 4.3 19.5 123.2 6.9
  126.9 11.6 17.5 129.1 3.7 16.6 130.8 5.9
  133.3 8.9 13.6 136.5 2.8 12.8 139.0 4.5
  139.5 4.7 7.1 145.4 1.5 6.7 149.5 2.4

Несколько усложненная по сравнению с общепринятой форма выкроек объясняется стремлением получить оболочку, близкую к требуемой поверхности и с ми^ нимумом складок, для чего требуется с максимальной точностью аппроксимировать выпуклую поверхность поплавка конечным числом плоских деталей (четырьмя). Вариант экономного расположения дна и бортов на прямоугольном куске материала показан на рис. 6.

Форма баллонов для круглого катамарана не имеет значения. Годятся как профилированные баллоны, так и простые прямоугольные. Размеры баллонов на —8 процентов больше, чем оболочки: длина 3,35—3,45 м, максимальный диаметр 50—52 см. Материал — прорезиненная ткань, желательно на капроновой основе. Для обеспечения безопасности каждый баллон должен состоять из двух или более независимых секций.

Рама вяжется из дюралевых труб Д16Т, Д1Т диаметром 32—36 мм, с толщиной стенок 1,5—2 мм, либо из жердей диаметром 5—6 см у комля и не менее 4 см - у вершины. Ее основные размеры приведены на рис. 7.

Посадочные места для гребцов — сиденья, упоры, подколенники — оборудуются так же, как на четырехместном катамаране. Особое внимание следует обратить на упоры, поскольку это основной конструкционный элемент управления судном. Именно через упоры все усилия, действующие на весло, руки и тело гребца, передаются на корпус судна. Если упоры недостаточно надежны или плохо подогнаны, эти силы выдернут гребца за борт, а судно уйдет само по себе. При правильной посадке голень и стопа должны свободно лежать на деке, бедра наклонены под углом 25—30° к горизонтали, а упоры охватывают бедра посередине. На виде сбоку упор перпендикулярен бедру (см. рис. 3). Таким образом, каждая нога оказывается зафиксированной в трех точках: колене, ягодице и середине верхней стороны бедра. Рекомендуются жесткие упоры, которые Не падают на деку, если убрать ногу.

Из журнала "Ветер Странствий" № 25.

К оглавлениию >>


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.