Несмотря на широкое распространение четырехместных катамаранов, в водном туризме используются и другие типы надувных судов. Большинство из них, однако, лишено основного преимущества, свойственного катамаранам с канойной (только с канойной!) посадкой, — возможности широко применять слаломную технику, позволяющую совершать сложные маневры на бурной воде и проходить сложные препятствия. Исключением является двухместный катамаран с поперечной (по одному гребцу на каждом поплавке) канойной посадкой. Как и четырехместный, он представляет широкие возможности для использования слаломных приемов, а в некоторых отношениях имеет определенные преимущества перед ним.
КОНСТРУКЦИЯ
Рис. 1. Поперечные сечения поплавков
катамарана: а — круглый; б — плоский; в — сегментовидныи, с плоской напряженной декой; г — с наплывами («Верблюд») |
Конструкции катамаранов-двоек в основном аналогичны конструкциям четверок. Наибольшее распространение получили круглые катамараны (рис. 1, а). Их достоинства — простота изготовления, малый расход материала, малый вес. Поскольку диаметр поплавков существенно меньше, чем у круглых четверок, устраняется один из основных недостатков последних — высокое расположение гребцов над водой, снижающее эффективность гребли. Очевидно, именно из-за этого обстоятельства доля круглых катамаранов среди двоек намного больше, чем среди четверок.
Наиболее типичные размеры двоек следующие: длина 3,1—3,3 м, габаритная ширина 1,5—1,6 м, наибольший диаметр поплавков 45—48 см, объем 730—770 л. Для двоек характерна глубокая подрезка поплавков: участок с постоянным диаметром не превосходит обычно 0,5—0,7 м. Указанные размеры являются, по нашему мнению, оптимальными для многофункционального судна, но они могут меняться, если катамаран предназначается только для какой-то одной роли в группе. Если предполагается использовать его в основном как грузовое судно для сопровождения малых слаломных судов (каяков, каноэ) и проходить препятствия простейшим образом, то длина может быть увеличена до 3,6 м, а объем до 800—850 л. Если же катамаран предназначается для технически сложных прохождений и будет везти только свой собственный груз, то можно уменьшить объем до 700 л. Правда, для этих целей больше подходят другие конструкции катамаранов — плоский и «верблюд».
Для плоского катамарана (поперечное сечение поплавка изображено на рис. 1, б) рекомендуются следующие размеры: наибольшая высота поплавка 32—34 см, ширина 48—55 см. Для грузового катамарана они могут быть увеличены до 36—38 и 55—60 см соответственно, для спортивного — уменьшены до 30—32 и 45—48 см. Длина, ширина и объем такие же, как у круглых двоек аналогичного назначения. Как и для плоских четверок, рекомендуется конструкция с трехсекционной оболочкой и двумя независимыми баллонами, вставленными в боковые секции (в нижнюю секцию можно вставить баллон низкого давления). Конструкция с односекционной оболочкой и двухсекционным баллоном имеет ряд принципиальных недостатков: форма поперечного сечения определяется соотношением пе--пиметров баллона и оболочки, которое трудно выдержать из-за неодинакового растяжения материалов; швы между внешними частями баллона и перегородкой работают на разрыв, поэтому они должны быть сшиты, а не склеены; следовательно, трудно обеспечить их герметичность; в нижней части, где баллон отходит от оболочки, всю нагрузку несет материал баллона, и при повышении давления (например, при ударе о камень) он лопается.
Что касается катамаранов с профилированной рамой, сегментовидными поплавками и плоской декой (рис. 1, в) или наплывами («верблюд», рис. 1 г; 2), то они широкого распространения на сегодняшний день не получили. Объясняется это, вероятно, тем, что для начинающих туристов вполне достаточно тех технических возможностей, которые предоставляют более простые конструкции, а впоследствии они переходят на другие суда; соревнования по ТВТ, предъявляющие высокие требования к технике и к возможностям судна, на двухместных катамаранах не проводятся; на реках 4 к. с. двойки применяются редко, зато широко используются двойки с деревянной рамой в таежных районах. Можно, однако, полагать, что это должен быть катамаран с наплывами, спортивного типа, длиной 3,5—3,7 м, шириной 1,5—1,6 м, с наибольшей высотой основной (нижней) части поплавка 20—25 см, шириной 50—55 см, высотой наплывов 20—25 см, объемом основной части 450—500 л и наплывов 300—350 л. Конструкция с плоской декой уступает «верблюду» во многих отношениях и в будущем, по нашему мнению, вряд ли будет широко применяться.
ТЕХНИКА И ТАКТИКА
Техника гребли на двухместном катамаране близка к технике гребли на четырехместном. На двойке можно использовать и приемы, характерные как для передних гребцов на четверке, так и для задних. Дугообразные гребки могут быть более длинными, доходя до 180° (от носа до кормы и наоборот), в то время как на четверке они выполняются только на 90° (начинаются и кончаются на уровне гребца).
Поскольку почти вся масса судна (оба гребца и груз) сосредоточена в центре, двойка имеет малые моменты инерции по всем осям. Благодаря этому она легко поворачивается по курсу дугообразными гребками, а задержка носа или кормы на валу, в бочке, на камне используется для поворота реже, чем на четверке.
Самое существенное различие в технике двойки и четверки состоит в управлении креном и дифферентом. На четверке такое управление требуется только при самых сложных препятствиях и поэтому используется очень редко. Двойка из-за меньшего диаметра поплавков сильнее закусывается при входе в улово, выходе на струю» (притапливается внешний при развороте поплавок) и в других ситуациях, когда струя бьет в борт судна. Особенно чувствительны к этому плоские и сегментовидные двойки. Из-за меньшей ширины двойка легче опрокидывается через борт. С другой стороны, на двойке очень эффективно откренивание — также благодаря меньшей ширине. В частности, неоднократно имели место случаи, когда катамаран, уже достигший близкого к критическому крена в 50—60°, удавалось правильными действиями экипажа вернуть на ровный киль. В одном из этих случаев катамаран удерживался на одном поплавке около 4 секунд, пройдя в таком положении несколько десятков метров. В целом же задание крена на двойке требуется почти столь же часто, как и на малых судах, т. е. при выполнении большинства маневров на бурной воде: входе в улово, выходе на струю, траверсе, прохождении валов и бочек лагом, навале на камень и т. д.
Рис. 4. Раскрой гондолы: а - дека; б - борт; в - дно. |
Аналогичная ситуация имеет место для
дифферента. Из-за сосредоточения массы в центре
судна и глубокой под-резки оконечностей двойка
гораздо легче, чем четверка, переворачивается
через нос или корму (такое же различие
наблюдается между каяком и байдаркой).
Оверкиль через нос происходит обычно при
прохождений высоких крутых сливов, за которыми
следует пенный котел, а че-рез корму - при
прохождении сливов с большой скоростью течения и
мощной бочкой. Для предотвращения оверкиля
требуется задание дифферента: в первом случае -
на корму, во втором - на нос (при прохождении
кормой-наоборот), что достигается глубоким
наклоном назад или вперед соответственно.
В случае оверкиля двойка легко возвращается в
нормальное положение любым из известных приемов,
причем, если груз не слишком велик, это вполне
может сделать один человек. Удобно
перевора-чивать двойку, подцепив рукояткой весла
за продольный элемент рамы или шнуровку
противоположного поплавка (на четверке это не
столь удобно из-за большей ширины).
Тактика двойки близка к тактике четверки.
Различия обусловлены большей маневренностью и
меньшими габаритами двойки. Так, четверки часто
пропускают небольшие камни между поплавков;
двой-ки же их обычно обходят. Двойка мо-жет
реализовать более сложную линию движения,
заходить в небольшие улова и т. д. Иногда, как и
для малых судов, бывает уместно воспользоваться
различными боковыми проходами, чтобы обойти
репятствия на главной струе, хотя в целом такое
прохождение, по нашему мнению, не имеет большого
смысла: зачем идти, скажем, на реку 5 к. с., чтобы
предолевать препятствия обходными путями,
сложность которых не выше тройки? На двухместном
катамаране очень большую роль играет
слаженность и взаимопонимание в экипаже. На
четверке если и возникают разногласия, то мнения
обычно разделяются в отношении 1 : 3, и меньшинство
быстро подчиняется большинству. На двойке же
голоса могут разделиться только пополам, что
полностью лишает экипаж возможности совершать
какие-либо целенаправленные действия. Поэтому к
подбору экипажей следует подходить более
внимательно, стараясь формировать их из людей,
близких по взглядам на тактику про-хождения
препятствий, да и на все другие стороны водного
туризма.
ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ КАТАМАРАНОВ
Спортивное судно. Двухместный
катамаран - существенно более спортивное судно,
чем четырехместный, и сплав на нем доставляет
гораздо большее удовольствие (если, конечно,
спортивная сторона похода занимает не последнее
место сре-ди прочих ценностей). Особенно это
относится к рекам 3-4 к. с., где от экипажей
четверок, как правило, большой работы не
требуется, зато экипажи двоек имеют широкие
возможности для техничного спортивного сплава.
Транспортное судно. Двухместный
катамаран средних размеров (около 50 л) в походе
везет груз двух человек, составляющих его экипаж.
Обычно вес этого груза 45-50 кг (в начале сплава).
Кроме того, двойка может без значительного
ухудшения ходовых качеств взять на борт еще 20-25
кг груза. Это позволяет использовать ее для
сопровождения одноместного судна (каяка,
каноэ-одиночки), а также двухместного (байдарки,
каноэ-двойки), если последнее может везти
половину своего груза.
При необходимости (например, в случае утраты или
серьезной аварии другого судна) двойка может
взять и больший груз, а также пассажира. Конечно,
это уже скажется на ее ходовых качествах, но тем
не менее сплав с таким грузом возможен, по
крайней мере если на сложных препятствиях часть
груза обносить по берегу.
Оптимальным, по нашему мнению, яв-ляется
комплектование смешанных групп из двоек и
одноместных судов в пропорции 1:1, т. е. на один
двухместный катамаран - один каяк или каноэ.
Груз на катамаране размещается обычно в центре,
на раме между гребцами. При таком расположении
его влияние на ходовые качества судна
(увеличение моментов инерции) будет минимальным.
Поскольку размеры рамы все равно не позволяют
человеку в спасжилете про-лезть сквозь нее между
поплавками (чего не рекомендуется делать и на
четверке), то безопасность в случае оверкиля не
ухудшается.
Страховочное судно. Как показывает
практика, двухместному катамарану вполне по
силам выловить и доставить на берег плывущего
человека или одноместное судно. Конечно, для
этого, как и на любом другом судне, требуются
определен-ные навыки, которые вырабатывыются
предпоходными тренировками. В отличие от
четверки двойка из-за малой ширины обычно не
может завести аварийное судно между поплавками,
и его следует сразу вытаскивать на раму, отлив
при этом воду.
Страховка байдарок и двухместных каноэ более
проблематична, поскольку поднять их на раму
труднее, для аварийного экипажа остается мало
места, а быстро причалить к берегу на
перегруженном судне довольно сложно. Но этот
вопрос не очень актуален, поскольку указанные
суда на сложных маршрутах сейчас применяются
мало и, вероятно, будут применяться еще меньше.
Если же в составе группы этих судов нет, то, по
нашему мнению, по крайней мере на маршрутах 4 к. с.,
нет необходимости иметь в группе четырехместный
катамаран. Для страховки одноместных судов на
этих маршрутах вполне достаточно
катамаранов-двоек, и безопасность прохождения
маршрута при этом не ухудшается.
При прохождении сложных препятствий двойку можно обнести и использовать для страховки четырехместного катамарана, проходящего препятствие первым. Конечно, зачалить перевернутую четверку двойка вряд ли сможет, но может доставить с берега спасконец, выловить отдельно плывущих людей, собрать упущенные весла. После этого ее можно занести обратно в начало порога и пройти его при страховке четверкой снизу. По хорошей тропе разгруженную двойку может нести один человек.
Учебное судно. Именно в этой области двойка имеет наибольшие преимущества перед четверкой. Обучение на четырехместных катамаранах малоэффективно, потому что на них новичкам слишком трудно уловить связь между своими действиями и движением судна. Большое инерционное судно смешивает воедино все действующие на него силы, и обучаемый обычно не может разобраться, что является следствием его действий, что получается от действия трех остальных членов экипажа, а что — от воздействия потока, особенно если он сидит спереди и не видит ни задних гребцов, ни большей части судна. Вместо пользы такое обучение порой приводит к формированию совершенно неправильных навыков: обучаемый ошибся, другие его ошибку исправили, объяснить это не успели или забыли, но препятствие пройдено нормально, и у обучаемого зафиксировались в памяти только его действия, которые на самом деле были неправильными. В другой раз он сделает то же самое.
Кроме того, на реках 2—3 к. с., используемых обычно для обучения, вообще очень мало препятствий, в которых воздействие потока играет для четверки заметную роль, — она, как танк, давит все препятствия, не разбираясь особо, что там происходит. Это также приводит к формированию неправильных привычек: пренебрежению к воздействию потока, недооценке его, вере в абсолютную надежность катамарана и в невозможность оверкиля. На более сложных маршрутах это сразу же приводит к грубым ошибкам и тяжелым последствиям.
Катамаран-двойка в значительной мере лишен этих недостатков. Малоинерционный, чувствительный и к воздействию потока, и к управлению, он моментально откликается на любое воздействие, наглядно демонстрируя связь между ним и последующим движением судна. Обучаемому тем легче в этом разобраться, что он видит и действия напарника, и большую часть судна. Уже в препятствиях 2—3 к. с. двойка хорошо чувствует воздействие потока, приучая учитывать его и грамотно пользоваться. При этом вырабатываются навыки не только правильной гребли, но и управления судном по крену и дифференту. Это позволяет впоследствии легко пересаживаться с двойки на четверку на сложных маршрутах, где такое управление требуется и для четверки, и на малые слаломные суда — каяки, каноэ.
В результате обучение идет намного быстрее, чем на четверках. Порой выпускники школ СТП, прошедшие учебно-тренировочный поход 3 к. с. на двухместных катамаранах, владеют слаломной техникой гораздо лучше, чем бывалые туристы с опытом походов 5 к. с. на четырехместных.
Для обучения используется, как известно, еще одно судно — каноэ. Несомненно, что на каноэ можно в конечном счете научиться большему, чем на любом Катамаране, но это достигается дорогой Ценой. На тренировках, особенно вначале, много времени отнимают частые оверкили и ликвидация их последствий, в частности в условиях школы, поскольку на техническую подготовку в школах отводится очень мало времени. Оформить в учебно-тренировочный поход группу с большим числом каноэ затруднительно, поэтому большинству слушателей все равно придется идти на катамаранах. Да и впоследствии, после окончания школы, ходить в походы на каноэ будут немногие из них. Поэтому начинать обучение, по нашему мнению, лучше именно с катамаранов-двоек, и только спустя некоторое время, когда у слушателей появятся определенные взгляды насчет своего дальнейшего туристского роста и определенные навыки для этого, переходить на каноэ. Учить же всех слушателей сразу на каноэ вряд ли целесообразно.
В пользу двойки говорит и ее доступность. Расход материалов и трудоемкость изготовления двойки гораздо меньше, чем каноэ, что важно, в частности, из-за короткого времени работы школ. Упрощается (по сравнению с четверками) и решение организационных вопросов, связанных с изготовлением катамаранов.
Как показывает накопленный опыт применения двухместных катамаранов в школах туристской подготовки, их можно рекомендовать к использованию в качестве основного типа судов для школ СТП и к широкому применению в школах ВТП и СИП.
Использование двойки на небольших реках. Благодаря малым размерам и высокой живучести двухместный катамаран позволяет сплавляться по небольшим речкам, по которым четверка пройти не сможет. Расхода воды 8—10 мз/c для двойки уже достаточно, чтобы начинать сплав. В случае необходимости двойку легче обнести, чем четверку. Это открывает широкие возможности для прохождения и первопрохождения верховьев рек, многочисленных притоков второго-третьего порядка.
ДВУХМЕСТНЫЙ КАТАМАРАН «ЛЕРАКТ-88»
В качестве примера приведем наиболее популярную многоцелевую круглую двойку объемом 750 л. Вид сбоку показан на рис. 3.
Оболочка поплавка состоит из 4 деталей: деки, двух серповидных бортов и дна. Их размеры (в сантиметрах, без припусков на швы) приведены в таблице, смысл используемых обозначений поясняется на рис. 3 и 4. Здесь х — продольная координата для готового поплавка. Все продольные координаты отсчитываются от миделивого (наибольшего сечения), обозначенного буквой М. Носу (Н) соответствуют отрицательные значения х. корме (К) — положительные функции. Р (х) — радиус поплавка в сечении, определяемом координатой х.
Поскольку дека прямая, х совпадает с продольной координатой на выкройке деки. Полуширина деки задается функцией А (х). q — продольная координата на выкройке днища, измеряемая вдоль его осевой линии. Поскольку дно выпуклое, он длиннее, чем дека. Полуширина дна обозначена С (q). Аналогично р — продольная координата на выкройке борта, а форма его задается функциями В(р) и W(p). Оконечности, имеющие полусферическую форму, выкраиваются по месту (наподобие того, как сходятся листы глобуса около полюсов).
Дно и борта изготавливаются из широко применяемого в туристском судостроении полихлорвинила с капроновым- кордом, дека — из толстого капрона. Рекомендуется при выкраивании деталей отметить на них все указанные в таблице точки и при сшивании следить за тем, чтобы они совпадали. К бортам с внешней стороны пришиваются вна-хлест 10—12 петель с шагом 18—21 см на расстоянии 2—3 см от верхнего края (точнее, 1—1,5 см от будущего шва между бортом и декой — рис. 5). Дно с бортами сшивается внахлест, борта с декой — с изнанки встык, после чего оболочка выворачивается через окна в деке, в которые вставляется баллон. Швы между дном и бортами необходимо проклеить (разрезанным вдоль полихлорвиниловым кембриком), иначе нитки быстро протрутся.
Таблица (все размеры в сантиметрах, без припусков на швы. Сечения: 1 - нос, 21 - миделевое, 41 - корма).
№ сечения | X | R(x) | A(x) | Р | B(p) | W(p) | q | C(q) |
|
|
|
|
—174.8 | 1.5 | 6.7 | -178.1 | 2.4 |
1 | —170.5 | 4.7 | 7.1 | —163.6 | 2.8 | 12.8 | —165.5 | 4.5 |
2 | —161.2 | 8.9 | 13.6 | —153.7 | 3.7 | 16.6 | —154.9 | 5.9 |
3 | —152.1 | 11.6 | 17.5 | —144.1 | 4.3 | 19.5 | —145.0 | 6.9 |
4 | —142.9 | 13.5 | 20.5 | —134.8 | 4.8 | 21.7 | —135.4 | 7.7 |
5 | —133.9 | 15.1 | 23.0 | —125.6 | 5.2 | 23.7 | —1Z6.1 | 8.4 |
6 | —125.0 | 16.5 | 25.0 | —116.6 | 5.6 | 25.3 | —116.9 | 8.9 |
7 | —116.1 | 17.6 | 26.7 | —107.6 | 5.9 | 26.7 | —107.9 | 9.4 |
8 | —107.3 | 18.6 | 28.2 | —98.8 | 6.2 | 27.9 | —99.0 | 9.9 |
9 | —98.6 | 19.4 | 29.5 | —90.1 | 6.4 | 29.0 | —90.3 | 10.2 |
10 | —89.9 | 20.2 | 30.6 | —81.5 | 6.6 | 29.9 | —81.6 | 10.6 |
11 | —81.4 | 20.8 | 31.5 | —73.0 | 6.8 | 30.7 | —73.1 | 10.9 |
12 | —72.9 | 21.4 | 32.4 | —64.5 | 6.9 | 31.4 | —64.6 | 11.1 |
13 | —64.5 | 21.8 | 33.1 | —56.2 | 7.1 | 31.9 | —56.2 | 11.3 |
14 | —56.1 | 22.2 | 33.7 | —47.9 | 7.2 | 32.4 | —47.9 | 11.5 |
15 | —47.9 | 22.6 | 34.2 | —39.7 | 7.3 | 32.8 | —39.7 | 11.6 |
16 | —39.7 | 22.9 | 34.7 | —31.6 | 7.3 | 33.2 | —31.6 | 11.7 |
17 | —31.6 | 23.1 | 35.0 | —23.6 | 7.4 | 33.4 | —23.6 | 11.8 |
18 | —23.6 | 23.3 | 35.3 | —15.7 | 7.4 | 33.6 | —15.7 | 11.9 |
19 | —15.7 | 23.4 | 35.5 | —7.8 | 7.5 | 33.7 | —7.8 | 11.9 |
20 | —7.8 | 23.5 | 35.6 | 0.0 | 7.5 | 33.7 | 0.0 | 11.9 |
21 | 0.0 | 23.5 | 35.6 | 7.7 | 7.5 | 33.7 | 7.7 | 11.9 |
22 | 7.7 | 23.5 | 35.6 | 15.3 | 7.4 | 33.6 | 15.3 | 11.9 |
23 | 15.3 | 23.4 | 35.5 | 22.9 | 7.4 | 33.4 | 22.0 | 11.8 |
24 | 22.9 | 23.3 | 35.3 | 30.4 | 7.3 | 33.2 | 30.4 | 11.7 |
25 | 30.4 | 23.1 | 35.0 | 37.8 | 7.3 | 32.8 | 37.8 | 11.6 |
26 | 37.8 | 22.9 | 34.7 |
|
|
|
|
|
27 | 45.1 | 22.6 | 34.2 | 45.1 | 7.2 | 32.4 | 45.2 | 11.5 |
28 | 52.4 | 22.2 | 33.7 | 52.4 | 7.1 | 31.9 | 52.4 | 11.3 |
29 | 59.5 | 21.8 | 33.1 | 59.6 | 6.9 | 31.4 | 59.6 | 11.1 |
30 | 66.6 | 21.4 | 32.4 | 66.7 | 6.8 | 30.7 | 66.8 | 10.9 |
31 | 73.6 | 20.8 | 31.5 | 73.8 | 6.6 | 29.9 | 73.9 | 10.6 |
32 | 80.6 | 20.2 | 30.6 | 80.8 | 6.4 | 29.0 | 81.0 | 10.2 |
33 | 87.4 | 19.4 | 29.5 | 87.7 | 6.2 | 27.9 | 88.0 | 9.9 |
34 | 94.2 | 18.6 | 28.2 | 94.6 | 5.9 | 26.7 | 95.0 | 9.4 |
35 | 100.9 | 17.6 | 26.7 | 101.5 | 5.6 | 25.3 | 101.9 | 8.9 |
36 | 107.5 | 16.5 | 25.0 | 108.3 | 5.2 | 23.7 | 108.9 | 8.9 |
114.1 | 15.1 | 23.0 | 115.2 | 4.8 | 21.7 | 116.0 | 7.7 | |
120.6 | 13.5 | 20.5 | 122.0 | 4.3 | 19.5 | 123.2 | 6.9 | |
126.9 | 11.6 | 17.5 | 129.1 | 3.7 | 16.6 | 130.8 | 5.9 | |
133.3 | 8.9 | 13.6 | 136.5 | 2.8 | 12.8 | 139.0 | 4.5 | |
139.5 | 4.7 | 7.1 | 145.4 | 1.5 | 6.7 | 149.5 | 2.4 |
Несколько усложненная по сравнению с общепринятой форма выкроек объясняется стремлением получить оболочку, близкую к требуемой поверхности и с ми^ нимумом складок, для чего требуется с максимальной точностью аппроксимировать выпуклую поверхность поплавка конечным числом плоских деталей (четырьмя). Вариант экономного расположения дна и бортов на прямоугольном куске материала показан на рис. 6.
Форма баллонов для круглого катамарана не имеет значения. Годятся как профилированные баллоны, так и простые прямоугольные. Размеры баллонов на —8 процентов больше, чем оболочки: длина 3,35—3,45 м, максимальный диаметр 50—52 см. Материал — прорезиненная ткань, желательно на капроновой основе. Для обеспечения безопасности каждый баллон должен состоять из двух или более независимых секций.
Рама вяжется из дюралевых труб Д16Т, Д1Т диаметром 32—36 мм, с толщиной стенок 1,5—2 мм, либо из жердей диаметром 5—6 см у комля и не менее 4 см - у вершины. Ее основные размеры приведены на рис. 7.
Посадочные места для гребцов — сиденья, упоры, подколенники — оборудуются так же, как на четырехместном катамаране. Особое внимание следует обратить на упоры, поскольку это основной конструкционный элемент управления судном. Именно через упоры все усилия, действующие на весло, руки и тело гребца, передаются на корпус судна. Если упоры недостаточно надежны или плохо подогнаны, эти силы выдернут гребца за борт, а судно уйдет само по себе. При правильной посадке голень и стопа должны свободно лежать на деке, бедра наклонены под углом 25—30° к горизонтали, а упоры охватывают бедра посередине. На виде сбоку упор перпендикулярен бедру (см. рис. 3). Таким образом, каждая нога оказывается зафиксированной в трех точках: колене, ягодице и середине верхней стороны бедра. Рекомендуются жесткие упоры, которые Не падают на деку, если убрать ногу.
Из журнала "Ветер Странствий" № 25.
Будь на связи
- Email:
- nomad@gmail.ru
- Skype:
- nomadskype
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.