СОБЕРЕМ ДРУЗЕЙ

Вы наверняка слышали о туристских слетах, а может быть, даже были их участниками. Туристский слет—это праздник, в котором спортивные соревнования перемешиваются с шуточными конкурсами, демонстрация походных самоделок сменяется песенными выступлениями у вечернего костра. Вовсе не обязательно, чтобы слеты были масштабными и проводились солидными организациями, вы со своей туристской группой также можете организовать слет, пригласив на него одну-две туристские группы или родственников и знакомых, которые долго собирались, но так и (не собрались с вами в поход. Хорошо, если слет будет приурочен к какой-то памятной дате (она может быть памятной только для вашей группы — например, день первого совместного выезда), к началу или окончанию туристского сезона.

Задумав провести слет, обязательно следует заранее определить дату его проведения, примерный состав участников и наметить программу. Конечно, в слете и его подготовке будет участвовать вся ваша группа, но кто-то должен возглавить его организацию, поэтому следует выделить, назначить или выбрать оргкомитет во главе с председателем. В оргкомитете не должно быть «почетных членов», каждый должен отвечать за какой-то участок работы: конкурс, соревнование, материальное обеспечение и так далее.

Программу слета следует продумать, исходя из контингента его участников. Например, если будет много детей, следует предусмотреть больше игровых моментов.

В программе можно условно выделить две части: соревновательную и конкурсную.

Соревновательная часть может включать спортивные игры, организовать которые можно на берегу или лесной поляне: футбол, регби, ручной мяч и даже волейбол, если не полениться и захватить с собой сетку. Обязательным элементом соревнований и их главным этапом должна стать туристская полоса препятствий. В состав полосы препятствий лучше всего включать те элементы, прохождение которых требует совместных усилий всей команды. Количественный состав команд должен быть 4—6 человек, то есть такой же, как состав туристской группы.

Этапы полосы препятствий выбираются из реальной практики походной жизни, среди них—фрагменты лагерных работ и преодоление несложных естественных препятствий. Давайте, исходя из этого, попробуем вместе подобрать возможные этапы для туристской полосы препятствий.

1. Установка и снятие палатки. Указанный этап может быть разбит на два: например, команда на старте устанавливает палатку, а на финише снимает и аккуратно сворачивает ее.

2. Разжигание костра. Выполнение засчитывается после того, как перегорит натянутая на определенной высоте нитка или тонкая веревка.

3. Переход реки по бревну. Каждый участник должен пройти по бревну, не упав. В случае падения—повторение попытки.

4. Подъем и спуск по крутому склону. Этап требуется преодолеть как можно быстрее,

5. Движение по камням или кочкам. От участников требуется не потерять равновесие и не оступиться.

6. Переноска «пострадавшего». Группа транспортирует одного из участников,—«пострадавшего»—на заданное расстояние.

7. Переправа через водную преграду вплавь, на плоту или надувном матраце.

8. Движение по заданному азимуту на определенное расстояние. Команда должна не сбиться с курса и выйти к специально установленному знаку.

Дальше перечень этапов вы, наверное, сможете продолжить и сами, так как принцип их подбора понятен. Выигрывает в соревнованиях та команда, которая преодолеет полосу за самое короткое время. Можно включить и шуточные, игровые этапы—пролезание под низко натянутой веревкой, куском полиэтилена, перенос воды в кружке и так далее—все зависит от вашей выдумки.

Чтобы всем были понятны порядок и правила прохождения дистанции, непременно до начала соревнований проведите вдоль нее участников, расскажите, а еще лучше покажите, что и как нужно делать на каждом из этапов.

Можно внести некоторое веселье и разнообразие в спортивные игры: например, связать футболистам ноги, - чтобы они не бегали, а прыгали по полю. Безусловно, в этом случае площадка должна быть небольшой, ровно» и мягкой—ведь наверняка будут падения.

Для конкурсной программы соревнований лучше предусмотреть вторую часть дня, это позволит завершить ее общим костром. Что же можно предложить для конкурсной программы? Если на вашем слете присутствуют несколько команд (это могут быть другие туристские группы, представители других коллективов, семейные команды), можно провести конкурс лагерей. В этом конкурсе оценивается оформление как туристских лагерей, так и отдельных палаток (если, например, на слете не очень много народу или соревнуются семьи). Жюри сравнивает чистоту и порядок, красоту оформления (не в ущерб природе!), дополнения и изменения, внесенные туристами в конструкцию фабричных палаток, или оригинальность сшитых собственными руками, костровое оборудование и так далее.

Всеобщее внимание обычно привлекает конкурс поваров, при этом приготовленные блюда можно положить в основу коллективного ужина. В этом случае сами участники дадут оценку кулинарного мастерства.

Если у команд за плечами есть хоть несколько воскресных походов, на слет можно привезти подготовленные дома фотогазеты. Они очень украсят ваш лагерь, к тому же можно провести и конкурс на лучшую фотогазету,

Вы, наверное, замечали, как украшают рукав штормовки туристские эмблемы, они придают некоторую «бывалость», помогают сохранить память о походах и слетах. Попробуйте провести прямо на слете конкурс эмблем, посвященных этому событию. 'Или можно провести конкурс на лучшую эмблему туристских групп.

Конкурс песни устраивать вовсе не обязательно—не во всех командах есть таланты. Пусть команды выступят с любым номером—интермедией, пантомимой, зримой песней. Чтобы проще было оценивать выступления, следует заранее сообщить их тематику, но обязательно близкую, интересную и понятную всем участникам слета.

Здесь же, на вечернем костре, следует раздать награды победителям. О них оргкомитет должен позаботиться заранее. Не стоит для призов готовить дорогие награды: это могут быть маленькие сувениры, значки, самодельные медали, сделанные из среза сухого дерева, и так далее. В общем, здесь на помощь вам должна прийти ваша фантазия и изобретательность, но постарайтесь, чтобы награды получились действительно памятными. Если в слете принимали участие дети, особенно младшего возраста, не обойдите их вниманием: необыкновенный лесной сувенир, рукописная грамота или диплом надолго преисполнят их гордостью и наполнят жизнь ожиданием нового туристского праздника.

Чтобы никто на слете не скучал, постарайтесь всех гостей занять участием в конкурсах, соревнованиях, судействе и т. д. И помните, что судейство должно быть обязательно объективным и доброжелательным.

Проведя первый свой слет, вам наверняка захочется сделать его традиционным, поэтому предусмотрите переходящий приз. Что именно выбрать в качестве такого приза, вполне по силам решить самим организаторам. Ну а если у вас есть свой флаг или вымпел, не забудьте организовать его подъем и спуск.

Кстати, очень неплохо в начале и конце слета организовать общее построение участников. На открытии следует еще раз рассказать о программе слета, познакомить всех участников с оргкомитетом и судьями, а на закрытии — подвести общие итоги, поблагодарить всех туристов за проделанную работу и проститься до новой встречи.

Последние годы стало традицией на слеты привозить портативные магнитофоны и целые радиоустановки. Попробуйте, если можете, обойтись без этого, а вместо танцев организуйте общий вечерний костер, попойте и послушайте туристские песни, вспомните разные походные истории. Ведь туристские слеты нужны прежде всего для общения, а к нему так располагают лес и костер.

Пусть на вашем слете собрался совсем небольшой коллектив, но и здесь должен быть порядок. За него обычно отвечает комендант слета, в обязанности которого входит определение места стоянки каждой команды, контроль за тем, чтобы не было порубок леса, чтобы при отъезде места стоянок были оставлены чистыми, незамусоренными. Не забудьте, что, когда со временем ваши слеты вырастут в масштабах и будут проходить «под знаменем» какой-либо организации (спортклуба, предприятия и т. д.), вам обязательно потребуется получать разрешение на их проведение в том лесничестве, на территорию которого соберетесь выехать.

<< Назад  К содержанию >>


Вернуться: Виноградов, Митрухова. Воскресные путешествия пешком

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.