Глава 11
Сквозь тайгу
Тазы. - Ловцы жемчуга. - Скрытность китайцев. - Лесная тропа. - Таз-охотник. - Сумерки в лесу. - Пищуха. - Бурундук. - Встреча с медведем. - Гнус
После короткого отдыха я пошел
осматривать тазовские фанзы, расположенные по
соседству с китайскими. Аборигены Уссурийского
края, обитающие в центральной части горной
области Сихотэ-Алиня и на побережье моря к северу
до мыса Успения, называют себя "удэ-хе". Те,
которые жили в южной части страны, со временем
окитаились, и теперь уже их совершенно нельзя
отличить от манз. Китайцы называют их да-цзы, что
значит инородец (не русский, не кореец и не
китаец). Отсюда получилось искаженное русскими
слово "тазы". Характерны для этих
ассимилированных туземцев бедность и
неряшливость: бедность в фанзе, бедность в одежде
и бедность в еде.
Когда я подходил к их жилищу, навстречу мне вышел
таз. Одетый в лохмотья, с больными глазами и с
паршой на голове, он приветствовал меня, и в
голосе его чувствовались и страх и робость.
Неподалеку от фанзы с собаками играли ребятишки;
у них на теле не было никакой одежды.
Фанза была старенькая, покосившаяся; кое-где со
стен ее обвалилась глиняная штукатурка; старая,
заплатанная и пожелтевшая от времени бумага в
окнах во многих местах была прорвана; на пыльных
канах лежали обрывки циновок, а на стене висели
какие-то выцветшие и закоптелые тряпки. Всюду
запустение, грязь и нищета.
Раньше я думал, что это от лени, но потом убедился,
что такое обеднение тазов происходит от других
причин - именно от того положения, в котором они
очутились среди китайского населения. Из
расспросов выяснилось, что китаец, владелец
фанзы Иолайза, является цайдуном (хозяин реки).
Все туземцы, живущие на Фудзине, получают от него
в кредит опиум, спирт, продовольствие и материал
для одежды. За это они обязаны отдавать ему все,
что добудут на охоте: соболей, панты, женьшень и т.
д. Вследствие этого тазы впали в неоплатные
долги. Случалось не раз, что за долги от них
отбирали жен и дочерей и нередко самих продавали
в другие руки, потом в третьи, и т. д. Инородцы эти,
столкнувшись с китайской культурой, не смогли с
ней справиться и подпали под влияние китайцев.
Жить как земледельцы они не умели, а от жизни
охотника и зверолова отстали. Китайцы
воспользовались их беспомощностью и сумели
сделаться для них необходимыми. С этого момента
тазы утратили всякую самостоятельность и
превратились в рабов.
Возвращаясь от них, я сбился с дороги и попал к
Фудзину. Здесь, на реке, я увидел двух китайцев,
занимающихся добыванием жемчуга. Один из них
стоял на берегу и изо всей силы упирал шест в дно
реки, а другой опускался по нему в воду. Правой
рукой он собирал раковины, а левой держался за
палку. Необходимость работать с шестом
вызывается быстрым течением реки. Водолаз бывает
под водой не более полминуты. Задержанное
дыхание позволило бы ему пробыть там и дольше, но
низкая температура воды заставляет его скоро
всплывать наверх. Вследствие этого китайцы
ныряют в одежде.
Я сел на берегу и стал наблюдать за их работой.
После короткого пребывания в воде водолаз минут
пять грелся на солнце. Так как они чередовались,
то выходило, что в час каждый из них спускался не
более десяти раз. За это время они успели достать
всего только восемь раковин (Margaritana margaritifera L.), из
которых ни одной не было с жемчугом. На
задаваемые вопросы китайцы объяснили, что
примерно из пятидесяти раковин одна бывает с
жемчугом. За лето они добывают около двухсот
жемчужин на сумму 500 - 600 рублей. Китайцы эти не
ограничиваются одним Фудзином, ходят по всему
краю и выискивают старые тенистые протоки. Самым
лучшим местом жемчужного лова считается река
Ваку.
Вскоре китайцы приостановили свою работу, надели
сухую одежду и выпили немного подогретой водки.
Затем они уселись на берегу, стали молотками
разбивать раковины и искать в них жемчуг. Я
вспомнил, что раньше по берегам рек мне случалось
встречать такие кучи битых раковин. Тогда я не
мог найти этому объяснения. Теперь мне все стало
понятным. Конечно, искание жемчуга ведется
хищнически. Раковины разбиваются и тут же
бросаются на месте. Из восьмидесяти раковин
китайцы отложили две драгоценные. Сколько я ни
рассматривал их, не мог найти жемчуга до тех пор,
пока мне его не указали. Это были небольшие
наросты блестящего грязновато-серого цвета.
Перламутровый слой был гораздо ярче и красивее,
чем сам жемчуг.
После того как раковины просохли, китайцы
осторожно ножами отделили жемчужины от створок и
убрали их в маленькие кожаные мешочки. Пока я был
у тазов и смотрел, как китайцы ловят жемчуг,
незаметно подошел вечер. В нашей фанзе зажгли
огонь.
После ужина я расспрашивал китайцев о дороге к
морю. Или они не хотели указать места, где
находятся зверовые фанзы, или у них были
какие-либо другие причины скрывать истину,
только я заметил, что они давали уклончивые
ответы. Они говорили, что к морю по реке
Ли-Фудзину давно уже никто не ходит, что тропа
заросла и завалена буреломом. Китайцы
рассчитывали, что мы повернем назад, но, видя наше
настойчивое желание продолжать путь, стали
рассказывать всевозможные небылицы: пугали
медведями, тиграми, говорили о хунхузах и т. д.
Вечером Гранатман ходил к тазам и хотел нанять у
них проводника, но китайцы предупредили его и
воспретили тазам указывать дорогу. Приходилось
нам рассчитывать на собственные силы и
руководствоваться только расспросными данными,
которым тоже нельзя было особенно доверять.
На следующий день мы выступили из Иолайзы
довольно рано. Путеводной нитью нам служила
небольшая тропка. Сначала она шла по горам с
левой стороны Фудзина, а затем, миновав небольшой
болотистый лесок, снова спустилась в долину.
Размытая почва, галечниковые отмели и ямы - все
это указывало на то, что река часто выходит из
берегов и затопляет долину.
День выпал томительный, жаркий. Истома
чувствовалась во всем. Ни малейшего дуновения
ветра. Знойный воздух словно окаменел. Все живое
замерло и притаилось. В стороне от дороги сидела
какая-то хищная птица, раскрыв рот. Видимо, и ей
было жарко.
По мере того как мы удалялись от фанзы, тропа
становилась все хуже и хуже. Около леса она
разделилась надвое. Одна, более торная, шла прямо,
а другая, слабая, направлялась в тайгу. Мы стали в
недоумении. Куда идти?
Вдруг из чащи леса вышел китаец. На вид ему было
лет сорок. Его загорелое лицо, изорванная одежда
и изношенная обувь свидетельствовали о том, что
он шел издалека. За спиной у него была тяжелая
котомка. На одном плече он нес винтовку, а в руках
имел палку, приспособленную для того, чтобы
стрелять с нее, как с упора. Увидев нас, китаец
испугался и хотел было убежать, но казаки
закричали ему, чтобы он остановился. Китаец с
опаской подошел к ним. Скоро он успокоился и стал
отвечать на задаваемые вопросы. Из его слов
удалось узнать, что по торной тропе можно выйти
на реку Тадушу, которая впадает в море
значительно севернее залива Ольги, а та тропа, на
которой мы стояли, идет сперва по речке Чау-сун, а
затем переваливает через высокий горный хребет и
выходит на реку Синанцу, впадающую в Фудзин в
верхнем его течении. На Синанце тропа опять
разделяется надвое. Конная идет на Янмутьхоузу
(приток Улахе), а другая тропа после шестого брода
подымается налево в горы.
Это и есть наш путь. Здесь надо хорошо смотреть,
чтобы не пройти ее мимо.
Поблагодарив китайца за сведения, мы смело пошли
вперед. Жилые фанзы, луга, пашни и открытые долины
- все осталось теперь позади.
Всякий раз, когда вступаешь в лес, который
тянется на несколько сот километров, невольно
испытываешь чувство, похожее на робость. Такой
первобытный лес - своего рода стихия, и немудрено,
что даже туземцы, эти привычные лесные бродяги,
прежде чем переступить границу, отделяющую их от
людей и света, молятся богу и просят у него защиты
от злых духов, населяющих лесные пустыни.
Чем дальше, тем больше лес был завален
колодником. В горах растительный слой почвы
очень незначителен, поэтому корни деревьев не
углубляются в землю, а распространяются по
поверхности. Вследствие этого деревья стоят
непрочно и легко опрокидываются ветрами. Вот
почему тайга Уссурийского края так завалена
буреломом. Упавшее дерево поднимает кверху свои
корни вместе с землей и с застрявшими между ними
камнями. Сплошь и рядом такие баррикады
достигают высоты до 4 - 6 метров. Вот почему лесные
тропы очень извилисты. Приходится все время
обходить то одно поваленное дерево, то другое.
Всегда надо принимать во внимание эти извилины и
считать все расстояния в полтора раза больше, чем
они показаны на картах. Деревья, растущие внизу, в
долине, более прочно укрепляются в толще
наносной земли.
Здесь можно видеть таких лесных великанов,
которые достигают 25 - 35 метров высоты и 3,7 - 4,5
метра в окружности. Нередко старые тополя служат
берлогами медведям. Иногда охотники в одном
дупле находят две-три медвежьи лежки.
Долинный лес иногда бывает так густ, что сквозь
ветки его совершенно не видно неба. Внизу всегда
царит полумрак, всегда прохладно и сыро. Утренний
рассвет и вечерние сумерки в лесу и в местах
открытых не совпадают по времени. Чуть только
тучка закроет солнце, лес сразу становится
угрюмым, и погода кажется пасмурной. Зато в ясный
день освещенные солнцем стволы деревьев,
ярко-зеленая листва, блестящая хвоя, цветы, мох и
пестрые лишайники принимают декоративный вид.
К сожалению, все, что может дать хорошая погода,
отравляется гнусом. Трудно передать мучения,
которые испытывает человек в тайге летом.
Описать их нельзя - это надо перечувствовать.
Часа три мы шли без отдыха, пока в стороне не
послышался шум воды. Вероятно, это была та самая
река Чаусун, о которой говорил китаец-охотник.
Солнце достигло своей кульминационной точки на
небе и палило вовсю. Лошади шли, тяжело дыша и
понурив головы. В воздухе стояла такая жара, что
даже в тени могучих кедровников нельзя было
найти прохлады. Не слышно было ни зверей, ни птиц;
только одни насекомые носились в воздухе, и чем
сильнее припекало солнце, тем больше они
проявляли жизни.
Я полагал было остановиться на привал, но лошади
отказывались от корма и жались к дымокурам.
Сидение на месте в таких случаях тяжелее похода.
Я велел опять заседлать коней и идти дальше. Часа
в два дня тропа привела нас к горам, покрытым
осыпями. Отсюда начинался подъем на хребет. Все
было так, как говорил охотник-китаец.
На самом перевале стояла маленькая кумирня.
Читатель, может быть, подумает, что это большая
каменная постройка. Если бы не красные тряпицы,
повешенные на соседние деревья, то можно было бы
пройти мимо нее и не заметить. Представьте себе
два плоских камня, поставленных на ребро, и
третий такой же камень, покрывающий их сверху.
Вот вам и кумирня! В глубине ее помещаются
лубочные картинки, изображающие богов, иногда
деревянные дощечки с надписями религиозного
содержания. При внимательном осмотре около
камней можно заметить огарки бумажных свечей,
пепел, щепотку риса, кусочек сахару и т. д. Это
жертвы "духу гор и лесов", охраняющему
прирост богатства.
По другую сторону хребта тропа привела нас к
зверовой фанзе, расположенной на левом берегу
Синанцы. Хозяин ее находился в отлучке.
Я решил дождаться его возвращения и приказал
людям устраивать бивак.
Часов в пять вечера владелец фанзы явился. Увидев
стрелков, он испугался и тоже хотел было убежать,
но казаки задержали его и привели ко мне. Скоро он
убедился в том, что мы не хотим причинить ему зла,
и стал охотно отвечать на вопросы. Это был таз лет
тридцати, с лицом, сильно изрытым оспой. Из его
слов я понял, что он работает на хозяина фанзы
Иолайза, у которого состоит в долгах. Сумму
своего долга он, конечно, не знал, но чувствовал,
что его обижают. На предложение проводить нас до
Сихотэ-Алиня он отказался на том основании, что
если китайцы узнают об этом, то убьют его. Я не
стал настаивать, но зато узнал, что мы идем
правильно. Чтобы расположить таза в свою пользу,
я дал ему двадцать пять берданочных патронов. Он
так обрадовался этому подарку, что стал петь и
плясать и затем заявил, что укажет нам дорогу до
следующей фанзы, где живут два
зверобойщика-китайца.
До сумерек было еще далеко. Я взял свою винтовку и
пошел осматривать окрестности. Отойдя от бивака
с километр, я сел на пень и стал слушать. В часы
сумерек пернатое население тайги всегда
выказывает больше жизни, чем днем. Мелкие птицы
взбирались на верхушки деревьев, чтобы взглянуть
оттуда на угасающее светило и послать ему
последнее прости.
Я весь ушел в созерцание природы и совершенно
забыл, что нахожусь один, вдали от бивака. Вдруг в
стороне от себя я услышал шорох. Среди глубокой
тишины он показался мне очень сильным. Я думал,
что идет какое-нибудь крупное животное, и
приготовился к обороне, но это оказался барсук.
Он двигался мелкой рысцой, иногда останавливался
и что-то искал в траве; он прошел так близко от
меня, что я мог достать его концом ружья. Барсук
направился к ручью, полакал воду и заковылял
дальше. Опять стало тихо.
Вдруг резкий, пронзительный и отрывистый писк,
похожий на звонкое щелканье ножницами, раздался
сзади. Я обернулся и увидел пищуху (Lagomus hyperboreus Pab.).
Зверек этот (Ochofona alpinus - по Бихнеру) имеет весьма
большое распространение по всему востоку и
северо-востоку Сибири. Он похож на маленького
кролика, только без длинных ушей; общая окраска
его буро-серая. Любимым местопребыванием пищух
являются каменистые осыпи по склонам гор и
россыпи в долинах, слегка прикрытые мхами.
Животное это дневное, но крайне осторожное и
пугливое. Его очень трудно убить так, чтобы не
испортить шкуру; она разрывается на части от
одной дробинки.
Мое движение испугало зверька и заставило быстро
скрыться в норку. По тому, как он прятался, видно
было, что опасность приучила его быть всегда
настороже и не доверяться предательской тишине
леса. Затем я увидел бурундука (Eritamias asiaficus orientalis
Bonhot.). Эта пестренькая земляная белка, бойкая и
игривая, проворно бегала по колоднику, влезала на
деревья, спускалась вниз и снова пряталась в
траве. Окраска бурундука пестрая, желтая; по
спине и по бокам туловища тянется пять черных
полос.
Животное это равномерно распространено по всему
Уссурийскому краю. Его одинаково можно встретить
как в густом смешанном лесу, так и на полях около
редколесья. Убегая, оно подымает пронзительный
писк и тем выдает себя. Китайцы иногда
употребляют его шкурки на оторочки своих
головных уборов.
Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к
одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит
с собой. Когда он уходил, его защечные мешки были
туго набиты, когда же он появлялся снова на
поверхности земли, рот его был пустой.
Меня эта картина очень заинтересовала. Я подошел
ближе и стал наблюдать. На колоднике лежали сухие
грибки, корешки и орехи. Так как ни грибов, ни
кедровых орехов в лесу еще не было, то, очевидно,
бурундук вытащил их из своей норки. Но зачем?
Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что
бурундук делает большие запасы продовольствия,
которых ему хватает иногда на два года. Чтобы
продукты не испортились, он время от времени
выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит
обратно в свою норку.
Посидев еще немного, я пошел дальше. Все время мне
попадался в пути свежеперевернутый колодник. Я
узнал работу медведя. Это его любимейшее занятие.
Слоняясь по тайге, он подымает бурелом и что-то
собирает под ним на земле. Китайцы в шутку
говорят, что медведь сушит валежник, поворачивая
его к солнцу то одной, то другой стороной.
На обратном пути как-то само собой вышло так, что
я попал на старый след. Я узнал огромный кедр, у
которого останавливался, перешел через ручей по
знакомому мне поваленному дереву, миновал
каменную осыпь и незаметно подошел к тому
колоднику, на котором бурундук сушил свои запасы.
На месте норки теперь была глубокая яма. Орехи и
грибы разбросаны по сторонам, а на свежевырытой
земле виднелись следы медведя. Все стало ясно.
Косолапый разорил гнездо бурундука, поел его
запасы и, может быть, съел и самого хозяина.
Между тем подошел и вечер. Заря угасла, потемнел
воздух, и ближние и дальние деревья приняли одну
общую однотонную окраску, которую нельзя назвать
ни зеленой, ни серой, ни черной. Кругом было так
тихо, что казалось, будто в ушах звенит. В темноте
мимо меня с гудением пронесся какой-то жук. Я шел
осторожно, стараясь не оступиться. Вдруг в
стороне раздался сильный шум. Какое-то большое
животное стояло впереди и сопело. Я хотел было
стрелять, но раздумал.
Испуганный зверь мог убежать, но мог и броситься.
Минута мне показалась вечностью. Я узнал медведя.
Он усиленно нюхал воздух. Я долго стоял на месте,
не решаясь пошевельнуться, наконец не выдержал и
осторожно двинулся влево. Не успел я сделать двух
шагов, как услышал уханье зверя и треск ломаемых
сучьев. Сердце мое сжалось от страха.
Инстинктивно я поднял ружье и выстрелил в его
сторону. Удаляющийся шум показывал, что животное
убегало. Через минуту с бивака послышался
ответный выстрел.
Тогда я вернулся назад и пошел в прежнем
направлении. Через полчаса я увидел огни бивака.
Яркое пламя освещало землю, кусты и стволы
деревьев. Вокруг костров суетились люди. Вьючные
лошади паслись на траве; около них разложены были
дымокуры. При моем приближении собаки подняли
лай и бросились навстречу, но, узнав меня,
сконфузились и в смущении вернулись обратно.
С заходом солнца крупная мошка исчезла и на ее
месте появился мокрец - мельчайшие, почти
невидимые для глаза насекомые. Когда начинают
гореть уши - это первый признак появления мелкой
мошки. Потом кажется, что на лицо ложится колючая
паутина. Особенно сильное ощущение зуда бывает
на лбу. Мокрец набивается в волосы, лезет в уши,
нос и рот. Люди ругаются, плюются и то и дело
обтирают лицо руками. Стрелки поддели под
фуражки носовые платки, чтобы хоть немного
защитить шею и затылок. Меня мучила жажда, и я
попросил чаю.
- Пить нельзя, - сказал казак Эпов, подавая кружку.
Я поднес ее к губам и увидел, что вся поверхность
чая была покрыта какой-то пылью.
- Что это такое? - спросил я казака.
- Гнус, - ответил он. - Его обварило паром, он
нападал в горячую воду.
Сначала я пробовал сдуть мошек ртом, потом
принялся снимать их ложкой, но каждый раз, как я
прекращал работу, они снова наполняли кружку.
Казак оказался прав. Так напиться чаю мне и не
удалось. Я выплеснул чай на землю и залез в свой
комарник.
После ужина люди начали устраиваться на ночь.
Некоторые из них поленились ставить комарники и
легли спать на открытом воздухе, покрывшись
одеялами. Они долго ворочались, охали, ахали,
кутались с головой, но это не спасало их от гнуса.
Мелкие насекомые пробирались в каждую маленькую
складку. Наконец один из них не выдержал.
- Нате, ешьте, черт вас возьми! - крикнул он,
раскрываясь и раскинул в сторону руки.
Раздался общий смех. Оказалось, что не он один,
все не спали, но никому первому не хотелось
вставать и раскладывать дымокуры. Минуты через
две разгорелся костер. Стрелки смеялись друг над
другом, опять охали и ругались. Мало-помалу на
биваке стала водворяться тишина. Миллионы
комаров и мошек облепили мой комарник. Под
жужжание их я начал дремать и вскоре уснул
крепким сном.
Вернуться: В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю
Будь на связи
- Email:
- nomad@gmail.ru
- Skype:
- nomadskype
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.