ВДОЛЬ СРЕДНЕ-ВЫБОРГСКОГО ШОССЕ

Средне-Выборгское шоссе проходит по сравнительно густонаселенной местности и поэтому менее интересно для воскресных прогулок, чем Восточно-Выборгское.

Начинается оно в поселке Молодежное. За мостом через Черную речку от Приморского шоссе отделяется более короткий путь на Выборг: Средне-Выборгское шоссе. От этой развилки до Выборга 79 км, а по Приморскому шоссе 116 км.

Шоссе следует к Выборгу параллельно железнодорожной линии. Поэтому во многие достопримечательные места и населенные пункты, лежащие близ железной дороги, можно попасть и с этого шоссе.

На 4-м км вправо от шоссе отходят две проселочные дороги (3,5 км), ведущие к детскому туберкулезному санаторию “Сосновая поляна” и далее к петровской Корабельной роще и поселку Рощино (см. стр. 162).

Ответвляющаяся на 9-м км привлекательная лесная дорога ведет к берегу реки Гладышевки, которая вытекает из Гладышевского озера и впадает в Черную речку. Дорога пересекает реку недалеко от водяной мельницы, где любил бывать М. Горький.

Мельница построена в 1859 г. и полностью сохранила свой первоначальный вид, хотя оснащена современным оборудованием. Она изображена на картине В. А. Серова “Финская мельница”, экспонируемой ныне в Третьяковской галерее.

Напор воды в Гладышевке настолько велик, что плотина мельницы поставлена не поперек, а вдоль реки.

По дороге, ведущей вверх по течению, вдоль левого берега реки, пешеходу или лыжнику ближе всего пройти в селение Горьковское (см. стр. 169).

На 11-м км, миновав небольшое селение Белокаменку, шоссе заметно поднимается в гору. С вершины ее хорошо видно живописное Гладышевское озеро и расположенное на противоположном берегу селение Горьковское. От 14-го км к этому селению и расположенной за ним станции Горьковское уходит лесная дорога. Дороги влево от шоссе ведут к селению Приветненское (ом. стр. 222). На протяжении последующих 5 км все лесные дороги, уходящие от шоссе вправо, ведут к красивому лесистому берегу Гладышевского озера.

Вслед затем Средне-Выборгское шоссе пересекает так называемое плато семи озер. В многочисленных небольших прозрачных озерах, по рассказам современников, любил удить рыбу М. Горький. На берегах озер много удобных мест для купания и отдыха.

На 19-м км Средне-Выборгского шоссе, вправо от него, уходит в лес малозаметная лесная дорога, по которой можно пройти к озерам Веселое и Черешня. К северо-западу от них находится Серебряное озеро, глубина которого достигает 18 м. Все семь озер образовались в небольших воронках ледникового происхождения и славятся прозрачной и чистой водой. Берега их круты и обрывисты.

В районе семи озер строится ныне один из крупнейших песчано-гравийных карьеров Карельского перешейка. Первая очередь его уже вошла в строй. К карьеру проведена железная дорога, рядом с ним построены трехэтажные жилые дома для рабочих, открыты столовая и магазин.

ТАРАСОВСКОЕ

2 км от 15-го км Средне-Выборгского шоссе.

К Тарасовскому (бывш. Культила) ведет двухкилометровая тенистая аллея. На высоком берегу небольшого, но очень красивого озера Подгорное, среди густого парка с дубовыми аллеями и липами, расположено старинное двухэтажное деревянное здание. В нем теперь помещается Тарасовская семилетняя школа.

Несколько лет назад, во время ремонта школы, при перекладке старинной изразцовой печи рабочие обнаружили письмо, адресованное доктору С. П. Боткину. Оказалось, что мыза “Культила” в 80-х гг. XIX в. принадлежала великому русскому врачу и выдающемуся общественному деятелю С. П. Боткину. Усадьба его состояла из четырех жилых домов и нескольких хозяйственных построек. В 1882 г. под руководством Боткина здесь была построена школа для крестьянских детей.

Боткин приезжал сюда несколько лет подряд и, по свидетельству современников, почти весь досуг проводил за работой в саду и в поле, в далеких прогулках по окрестным лесам.

Летом 1881 г. в Культиле жил великий русский художник И. Н. Крамской, написавший здесь портрет Боткина (портрет хранится в Русском музее).

Городок здоровья Оптико-механического завода.

В 1,5 км от Культилы, на Красной мызе, где теперь помещается пионерский лагерь ленинградского завода ГОМЗ, летом 1886 г. поселился пациент и друг Боткина великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Тяжело больной писатель (у него была парализована правая часть тела) несколько поправился здесь и смог продолжать работу. На Красной мызе он написал три главы из книги “Мелочи жизни”, 8-е и 9-е из “Пестрых писем” и четыре сказки.

Ныне в районе поселка Тарасовское ведется интенсивное дачное строительство. Вблизи от бывшей усадьбы Салтыкова-Щедрина Оптико-механический завод построил несколько десятков меблированных дач, где работники завода могут за очень недорогую плату провести свой отпуск. Для молодежи здесь же устроен палаточный туристский лагерь. Отдельные участки отведены детскому саду и пионерскому лагерю. Поселок имеет свою автоматическую телефонную станцию, водопровод, центральное отопление.

В ближайшие годы в новом поселке появится заводской дом отдыха и еще несколько кварталов коллективных дач.

В Тарасовском следует посмотреть также школьную электростанцию, которую построили недавно сами учащиеся.

КЛЕВЕРНОЕ

12 км от 15-го км Средне-Выборгского шоссе.

Из Тарасовского вдоль берега озера Подгорного можно пройти в деревню Клеверное, расположенную на берегу Красногвардейского озера. Здесь несколько лет назад было организовано пушное хозяйство по разведению серебристо-черных лисиц.

Усадьба зверохозяйства занимает место, где еще недавно шумел густой лес. А теперь здесь выстроено несколько домов для рабочих, большое здание кормокухни, электростанция и ряды просторных клеток для лисиц.

КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ

7 км от 24-го км Средне-Выборгского шоссе.

Вблизи Клеверного на месте небольшого селения Красногвардейское когда-то находилась дача скульптора П. К. Клодта “Халола”. Точное местонахождение ее пока не выяснено.

Имение было куплено скульптором в 1850 г. Клодт жил в “Халоле” 17 лет. Здесь же он умер 8 ноября 1867 г.

От Красногвардейского по лесным тропам можно выйти к санаторию для легочных больных “Зеленый холм” (до революции “Патру”) и, пройдя с километр по дороге на запад, на развилке свернуть влево к санаторию “Сосновый бор” (5 км от “Зеленого холма”).

ПОЛЯНЫ

21-25-й км Средне-Выборгского шоссе; авт. №157 из Ленинграда, авт. № 125 из Рощино.

Почти на 6 км вдоль шоссе с двух сторон его протянулось село Поляны, где помещается животноводческий совхоз того же наименования. В последние годы на южной окраине поселка построено несколько больших, хорошо оборудованных пионерских лагерей ленинградских заводов. Очень украшает селение небольшое, но живописное озеро Полянское, протянувшееся с правой стороны шоссе. Влево от шоссе отходит хорошая дорога, ведущая на железнодорожную станцию Победа (10 км) и далее, на 74-й км Восточно-Выборгского шоссе (см. стр. 203).

На 24-м км от шоссе влево отходит дорога к железнодорожной станции Рябове и далее, на берег Финского залива, южнее Приморска. По этой же дороге можно проехать в санаторий для легочных больных Ленгорздравотдела “Зеленый холм” (3 км) и “Сосновый бор” (7 км).

В. И. Ленин.

Наконец, на 34-м км шоссе приближается к озеру Красавица. Длинное, узкое, с крутыми живописными берегами, оно протянулось вдоль шоссе на 6 км. Почти вдоль всего берега одно за другим расположены несколько населенных пунктов, самые крупные из которых Каменка и Бобочино. За озером влево отходит еще одна дорога, по ней к железнодорожной станции Рябово и поселку Высокое ходят автобусы из Рощина.

СОСНОВЫЙ БОР

7 км от 24-го км Средне-Выборгского шоссе.

В одном из живописнейших уголков Карельского перешейка, среди леса, в стороне от больших дорог возвышается красивое трехэтажное здание санатория “Сосновый бор” (бывш. “Халила”). Мраморная мемориальная доска на стене его напоминает о том, что здесь с 24 по 28 декабря 1917 г. отдыхал В. И. Ленин.

В конце 1917 г. Владимир Ильич почувствовал сильное переутомление — сказалась напряженная работа. Товарищи убедили Ленина немного отдохнуть.

23 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров предоставил ему отпуск на несколько дней, и Владимир Ильич с Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой выехал из Петрограда на Карельский перешеек в санаторий “Халила”.

Н. К. Крупская.

Но и здесь Владимир Ильич стремился сочетать свой отдых с работой. Н. К. Крупская вспоминает: “Отдых как-то не выходил, Ильич даже говорил иногда вполголоса, как в прежние времена, когда приходилось скрываться, и хоть гуляли мы каждый день, но без настоящего аппетита; думал Ильич о делах и все больше писал”. (Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине, стр. 344)

В эти дни он писал статьи: “Как организовать соревнование?”, “Проект декрета о потребительских коммунах”, “Запуганные крахом старого и борющиеся за новое”, “Из дневника публициста (темы для обработки)”. Содержание статей показывает, что уже впервые месяцы Советской власти В. И. Ленина больше всего занимали вопросы о том, как наилучшим образом организовать повседневную экономическую жизнь страны, наладить учет и контроль над производством и распределением продуктов, пробудить инициативу и самодеятельность масс, улучшить их материальное положение.

Ленин не мог позволить себе длительного перерыва в работе. В ближайшие дни решался вопрос о созыве Учредительного собрания в январе 1918 г., и 28 декабря 1917 г. В. И. Ленин вернулся в Петроград.

Ныне в “Сосновом бору” находится один из лучших в Советском Союзе санаториев для легочных больных.

Санаторий “Халила” — первый государственный туберкулезный санаторий в северной зоне страны, основанный еще в 1889 г. До революции он принадлежал “Собственной его величества канцелярии”. Прием в санаторий больных производился главным образом посословному принципу.

М.И. Ульянова

После освобождения Карельского перешейка от оккупантов, санаторий, получивший новое название “Сосновый бор”, широко открыл двери для трудящихся.

Система климатического лечения, разработанная и успешно применявшаяся в санатории, широко используется теперь у пас в стране а многочисленных здравницах для больных с закрытой формой туберкулеза. Использование целебных свойств климата, вместе с новейшими лечебными средствами способствует большой эффективности лечения. В санатории ежегодно отдыхают и лечатся более 2 тыс. человек.

СОЛДАТСКОЕ

48-й км Средне-Выборгского шоссе; авт. № 157 из Ленинрада, авт. из Выборга (летом).

На 114-м км от Ленинграда по обе стороны шоссе видны развороченные серые доты. Это остатки укрепленного узла линии Маннергейма - Сумма-Хоттннен (ныне Солдатское), вошедшего и историю войны 1939—1940 гг.

Линия Маннергейма сооружалась еще с 20-х гг. военными инженерами почти всех империалистических стран по последнему слову фортификационной науки того времени.

Она проходила в 60 км от границы по водным рубежам или господствующим высотам и состояла из двух полос, укреплениях подземными догами.

Подступы к каждому из 22 узлов сопротивления были оборудованы противотанковыми и противопехотными заграждениями и прикрыты трехслойным артиллерийским и пулеметным огнем.

За основной линией сопротивления было оборудовано несколько дополнительных рубежей, а Выборг укреплен внешними и внутренними оборонительными обводами.

Несмотря на исключительно неблагоприятную морозную зиму 1939/40 гг., советские войска в течение 10—15 дней прорвались через все заграждения, созданные между бывшей границей Советского Союза и линией Маннергейма, и вышли к самой линии. А 11 февраля 1940 г. начался решительный штурм этой линии войсками Северо-западного фронта под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Тимошенко.

В тот же день к вечеру линия Маннергейма была прорвана, в районе Сумма-Хоттинен. В боях особенно отличилась 123-я стрелковая дивизия 7-й армии. Дивизия была награждена орденом Ленина, а двадцати шести ее бойцам и офицерам присвоено звание Героя Советского Союза.

Впервые в мировой военной истории фронтальным ударом была прорвана сильно укрепленная полоса противника. Несколько советских дивизий прошли по льду Выборгского залива и перерезали шоссе, связывающее Выборг и Хельсинки. Другие части заняли дороги, ведущие от Выборга в северо-восточные районы Финляндии.

Видя полное крушение своих планов, финское реакциопое правительство вынуждено было запросить мира. 12 марта 1940 г. в Москве был подписан мирный договор, но условиям которого Карельский перешеек — эта исконно русская земля — был возвращен пашей Родине.

Финляндия вышла из войны в то время, когда англо-французские империалисты при поддержке своих американских друзей оканчивали последние приготовления к отправке десанта в Финляндию. Таким образом, был сорван предательский план империалистов развязать войну против Советского Союза еще в 1939— 1940 гг.

Советский Союз получил передышку до лета 1941 г. Это была значительная победа советской внешней политики.

В 1944 г. линию Маннергейма, восстановленную гитлеровцами, советские войска прорвали за два дня — 18 и 19 июня (см. стр. 228). На следующий день после прорыва в районе Сумма-Хоттинен советские войска стремительно ворвались в Выборг.

Памятники героям, павшим в боях при прорыве линии Маннергейма, поставлены на 48-м км Средне-Выборгского шоссе.

Далее шоссе идет к Выборгу параллельно железной дороге. На 71-м километре у селения Черкасове оно слипается с Верхне-Выборгоким шоссе и на 75-м км от развилки у Черной речки вступает в черту города.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Карельский Перешеек

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.