НЕ ТОЛЬКО В ГОРАХ

Многие скалолазы и альпинисты, используя навыки, приобретенные в горах, работают в городах малярами-высотниками, монтажниками-высотниками, подстригают высокие деревья в садах и парках, реставрируют купола и шпили архитектурных памятников.

В начале пятидесятых годов началась газификация Ленинграда. Печное отопление заменяли паровым. Предстоял огромный объем работ по ревизии и чистке вентиляционных каналов и газоходов. Работать приходилось на высоких крышах с соблюдением мер безопасности.

Первыми профессиональными трубочистами из спортсменов Ленинграда стали Константин Захватов и Юрий Льготный. Трубочистами становятся затем и спартаковские альпинисты Константин Клецко, Герман Аграновский и Геннадий Ильинский. Реставрацией и окраской архитектурных сооружений занимаются Петр Буданов, Олег Тихонов. Игорь Рощин и Анатолий Емельянов реставрируют купол Исаакиевского собора. Спартаковские альпинисты покрывают позолотой шпиль башни Петропавловской крепости, занимаются окраской купола собора Николы Морского и шпиля здания Нахимовского училища.

К. Клецко, П. Буданов и Г. Аграновский трудятся на окраске экстакады здания высоковольтной лаборатории в районе Гражданского проспекта.

В 1980 году руководство Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского обратилось за помощью к ленинградским альпинистам. Надо было отремонтировать флагштоки на шпилях Адмиралтейства. Эту работу выполнили братья Константин и Борис Клецко.

Ремонтом и окраской труб, цехов, телебашни, железнодорожных мостов, портальных кранов, фасадов жилых домов занимаются в Ленинграде специальные бригады, укомплектованные альпинистами и скалолазами. Работают скалолазы и в тресте эксплуатация зеленых насаждений, подстригая ветви деревьев.

По всей стране существуют сейчас бригады профессиональных скалолазов, выполняющих сложные работы, связанные с высотой. Так, летом 1980 года московские альпинисты, возглавляемые мастером спорта Юрием Акопджаняном. помогли в краткие сроки реставрировать кровлю и систему вентиляции здания цирка на Ленинских горах. Об этом сообщила «Правда» 20 октября 1980 года. «Комсомольская правда» 6 июня 1979 года в статье «Рабочий рекорд альпинистов» рассказала о том, как северодонецкие альпинисты и скалолазы помогли предотвратить аварию в Северодонецком объединении «Азот». Там оказалась забитой главная грануляционная башня цеха минеральных удобрений. По требованию технадзора в башню прекратили пускать рабочих— вдруг сорвется на голову какая-либо глыба. Работники цеха подсчитали, что очистка стен потребует длительного времени. Ведь необходимо спускаться сверху вниз по бетону в цилиндрическую башню диаметром 16 метров.

На помощь пришли альпинисты во главе с кандидатом в мастера спорта Николаем Краснощековым. Они закрепили наверху веревки и спустились по ним внутрь башни. Температура внутри—плюс пятьдесят градусов. Работать необходимо в противогазах. Попеременно спускаясь внутрь и зависая на беседках, альпинисты очищают лопатами стены башни. В течение двух суток работали в грануляционной башне десять спортсменов. Угроза аварии была предотвращена без остановки цеха.

На строительстве Березняковского комбината трудятся белорусские альпинисты и скалолазы во главе с мастером спорта Леонидом Лозовским. Необходимо было обеспечить химическую защиту металлических конструкций гигантского цеха (ширина 200 метров, длина 500 метров, высота 58 метров). Работать приходилось в сидячем и висячем положении, используя альпинистские лесенки, беседки и даже искусственные точки опоры.

О самоотверженной работе белорусских альпинистов в Солигорске был снят фильм «Вторая вершина».

Скалолазам и альпинистам не надо объяснять, как обеспечить безопасность, как выполнить ту или иную сложную (а подчас уникальную) работу, связанную с высотой. К делу они подходят творчески, используя специальные приспособления, известные в альпинизме, или создавая новые, необходимые в данном конкретном случае.

Потребность в городских скалолазах в будущем значительно возрастет.

Оказалось, что даже в кино не обойтись сейчас без скалолазов. При съемках многих фильмов кинокамеру приходится поднимать высоко над землей. А это значит, что соответствующую подготовку должны иметь и оператор, и ассистенты, и светотехники, и механики, и звукотехники, и многие другие работники съемочной группы.

Интересен опыт Ялтинской киностудии, где для производства сложных и опасных (а порой трюковых) съемок на большой высоте была создана специальная группа обеспечения таких съемок. В эту группу вошли скалолазы и альпинисты. Так же, как у скалолазов-гидростроителей, спорт у работников этой киногруппы из занятия на досуге превратился в нечто большее. Тренером и душой группы стал самый старший из них — мастер спорта Юрий Борисович Бурлаков. В эту группу вошли В. Павлотос, М. Резниченко, Н. Нарцизов, Г. Зеленин, В. Добрынский. Студийцы-спортсмены сами занимались проектированием и изготовлением сложных операторских приспособлений и конструкций, обеспечивающих безопасность проведения съемок.

Многие киностудии страны стали присылать в Ялту заявки с просьбой о помощи в создании не только «горных» фильмов, но зачастую и самых «земных», даже «морских». Казалось бы, что могут делать скалолазы на узких улочках старого Таллина в фильме «Приключения желтого чемоданчика»? Оказывается, многое. Они обеспечили проведение съемок «а острых средневековых крышах и башнях, на которые вряд ли рискнули бы полезть люди, не обладающие высотной подготовкой, психологической устойчивостью...

...Я в гостях у Юрия Борисовича Бурлакова в Ялте. Хозяин внимателен, нетороплив. Лицо смуглое от солнца и ветра. Он крепок, юношески строен, хотя в этом году ему исполняется пятьдесят. Со спортом Бурлаков не расстается всю жизнь.

Еще в 1953 году инструктор альпинизма Бурлаков участвовал в геодезической экспедиции на Тянь-Шань. Восхождения альпинисты совмещали с установкой на вершинах специальных «барабанов» (пунктов для наблюдения). В ту экспедицию были покорены пики Молодая Гвардия, Погребецкого и другие. Затем были топографические экспедиции в горных районах страны, где Ю. Бурлаков (в 1962 году выполнивший норму мастера спорта СССР по альпинизму) обеспечивал технику безопасности.

В комнате Бурлакова на столике у окна стоит пишущая машинка. Юрий Борисович не только бригадир скалолазов ремонтно-строительного комбината, но еще и интересный писатель. О работе группы топографов в горах, в бассейне нижней Ангары он рассказал в документальной повести «Одним табором», опубликованной в 1967 году журналом «Новый мир». Сам автор выполнял в этой группе обязанности «альпиниста», обеспечивая безопасность на скалах.

В 1979 году вышла в свет книга Бурлакова «Восходитель»—о выдающемся советском альпинисте и скалолазе Михаиле Хергиани, трагически погибшем при восхождении в Италии.

Юрий Борисович рассказывает мне о том, как осенью 1971 года их группе было поручено одну из ялтинских улиц — Коммунальную — превратить в типичную улицу латиноамериканского города. Киностудия «Мосфильм» снимала тогда художественный фильм «Это сладкое слово — свобода». Над этой улицей было закреплено более ста различных кронштейнов, на которых монтировались рекламные щиты и короба. Сложность работ заключалась в том, что совершенно необходимым условием монтажа была надежность крепления тяжелых конструкций. Они устанавливались над головами людей, проходивших по улице. В то же время крепление кронштейнов не должно было быть капитальным, чтобы не портить стен. Надежно и просто установить рекламы удалось только благодаря опыту и технике скалолазов, привыкших работать на отвесных стенах. Висели на веревках, били в стену шлямбурные крючья и на них укрепляли кронштейны. Вся установленная реклама выдержала в течение полугода натиск свирепых зимних и весенних ветров.

В конструкторском бюро Ялтинской киностудия крымский скалолаз Валерий Павлотос показал мне фотографии рабочих моментов съемки фильма «Остров .сокровищ». На одном из них виден натянутый наклонный трос, по которому на блочке скользит люлька с кинооператором. Осуществляется «наезд» кинокамеры на обороняющийся форт. На другой—оператор проезжает над фортом в момент взрыва. Кадры впечатляющие. На вышке виден альпинист, страхующий люльку с оператором с помощью веревок. У него на голове альпинистская каска, одет в толстый ватник: на всякий случай...

В этом же фильме скалолазы киностудии оказались участниками пиратских баталий на мачтах стивенсоновского парусника. Этим парусником была бригантина «Испаньола», в которой в настоящее время расположен бар на ялтинской набережной неподалеку от гостиницы «Ливадия».

Мы выходим с Валерием Павлотосом из КБ, останавливаемся на железной переходной площадке, нависающей над двориком киностудии. Валерий невысок, коренаст, широкоплеч, немного прихрамывает и внешне совсем не похож на поджарых скалолазов. И тем не менее это он впервые проложил маршрут на одну из самых трудных крымских стен—нависающую скалу Шан-Кая. Ночевали в гамаке, подвешенном на шлямбурных крючьях. Восхождение это заняло пять суток. О покорении этой стены даже снят фильм. Валерий Павлотос дважды был чемпионом Украины в индивидуальном лазаний. Занимался он и альпинизмом. В 1972 году в составе советской спортивной делегации ездил в Австрию, где в двойке с киевлянином В. Полевым совершил восхождение на вершину Дахштейн высшей, шестой категории трудности. Этот маршрут они прошли за семь часов — вдвое быстрей, чем ходят обычно зарубежные спортсмены. Павлотос мог стать классным альпинистом, но не стал. И естественно, что я спросил у него об этом.

Щурясь от солнца, он внимательно посмотрел на меня из-под мохнатых бровей. И ответил неторопливо, словно обдумывая каждое слово: «Нельзя объять необъятное. Я люблю кино».

Павлотос рассказал мне о том, как их киногруппа осуществила съемки в фантастическом фильме «Москва — Кассиопея». Пришлось самим спроектировать и изготовить на студии огромные декорации звездолета— «вращающийся коридор» и «командирский отсек». «Вращающийся коридор» представлял собой цилиндр диаметром 3 метра и длиной 12 метров, вращающийся на роликах. Применяя альпинистскую технику и специально изготовленные приспособления, конструкторы добились того, что космонавты в звездолете ходили по стенам и потолку, парили в пространстве отсека, кувыркались—словом, невесомость была полной. Консультант фильма дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Г. Т. Береговой дал этим съемкам высокую оценку. Осенью 1975 года конгресс УНИАТЕК (международная организация по кинотехнике), проводивший конкурс технических решений фильмов, присудил фильму «Москва — Кассиопея» золотую медаль за техническое совершенство при съемках.

При работе над стереофильмом «Замурованный в стекле» скалолазы ялтинской киногруппы организовали съемки пролета джинна. С огромной отвесной скалы Диво в Симеизе была натянута подвесная канатная дорога, по которой улетел в море джинн (он же Валерий Павлотос).

Совсем недавно прошел на экранах страны кинофильм «Поговорим, брат». Белогвардейцы преследуют отряд дальневосточных партизан и запирают их в ущелье. И все же партизанам удается уйти. Этот эпизод снимался в Крыму на скале Ай-Никола. Во время съемок не обошлось без спортсменов ялтинской киностудии. Ю. Бурлаков и В. Павлотос организовали полиспаст, с помощью которого на отвесную скалу был поднят весь «партизанский отряд». Поднимали мужчин, женщин, детей и даже лошадь.

Валерий показывает мне фотоснимки этого эпизода. По альпинистским лесенкам, подвешенным на крючья, на отвесную стену лезут партизаны с винтовками за спиной. На веревках ползут вверх ящики с боеприпасами. Высоко над землей в рубашке, сплетенной из репшнура, беспомощно болтается лошадь.

Во многих фильмах скалолазы ялтинской киностудии сами стали участниками съемок, дублируя актеров. В Тобольске, например, снимался совсем не альпинистский фильм «Мраморный дом». Действие его происходит в небольшом сибирском городке, в котором расположился госпиталь с ранеными красноармейцами. Последние дни Великой Отечественной войны. В тихую, размеренную жизнь городка вдруг врывается голос диктора: «Знамя Победы водружено над фашистским рейхстагом». Люди ликуют, слышны песни, музыка... И в этот момент кинокамера переносит нас на городскую площадь, где мы видим, как молодой парень в красной рубахе с трубой в руках, взглянув на полуразрушенную церковь, спрыгнул с машины. Вот он стремительно взобрался по вертикальной лестнице, пробежал по наклонной крыше и влез по маковке на самый верх церкви. Все взоры обращены на маленькую фигурку, оказавшуюся на головокружительной высоте. А парень поднимается в полный рост и трубит с самой высокой точки города ликующий гимн Победы.

Кадр этот очень эмоциональный, запоминающийся. Однако когда создатели фильма приступили к съемкам, они встретили серьезные трудности: здание старой церкви в Тобольске сильно разрушено. Участие в съемке было для актера далеко не безопасным делом. На ялтинскую киностудию пришла телеграмма: «Командируйте альпиниста с приспособлениями». В Тобольск вылетел рабочий киностудии спортсмен первого разряда по скалолазанию Николай Нарцизов. Съемка этого эпизода осуществлялась с вертолета МИ-4, который зависал в нескольких метрах от маковки здания церкви. Нарцизов сам организовал себе страховку тоненьким, но прочным тросиком, пристегнутым к поясу, спрятанному под рубашкой. Снималось шесть дублей этого эпизода. Во время одного из них вертолет подлетел слишком близко.

Воздушный поток едва не сорвал с Николая рубаху, и только страховка надежно удержала спортсмена от падения вниз. Во время просмотра картины в Москве известный режиссер Марк Донской, не удержавшись, воскликнул на весь зал: «Заканчивать картину нужно этим кадром!»

Во многих случаях при съемках фильмов, весьма далеких от альпинизма, альпинисты и скалолазы с успехом исполняют обязанности каскадера. Профессия каскадера очень сложена. Редкий фильм обходится в наше время без трюковых съемок. И очень трудно одному и тому же каскадеру в совершенстве владеть многими навыками. Как правило, у нас в стране каскадеры овладевают какими-то определенными трюковыми «специальностями». Есть каскадеры-автомобилисты, конники, прыгуны, парашютисты, каскадеры, участвующие в драках. Есть даже каскадеры, которых с высоты бросают на. землю. Всех профессий каскадеров не перечислить. Но нет у нас каскадеров, умеющих лазать по высоким отвесным стенам, ходить по карнизам, преодолевать горные реки. И здесь на помощь кинематографистам приходят скалолазы и альпинисты—люди, преодолевшие боязнь высоты.

Опытные скалолазы—готовые каскадеры для съемок, связанных с высотой, с преодолением различных вертикальных препятствий.

* * *

Можно с уверенностью сказать, что в будущем потребность в скалолазах на стройках страны возрастет во много раз. Вслед за упомянутыми в книге гидростанциями на полноводных реках Сибири и Средней Азии возникнут другие. Потребуются скалолазы для защиты от камнепадов железных и шоссейных дорог, прокладываемых и уже проложенных в горных районах нашей страны. Потребуются они геологам, топографам и геодезистам. Возрастет потребность в городских скалолазах.

О спортивном скалолазании пишут незаслуженно мало. В связи с этим хочется привести строчки из письма сильнейшей скалолазки страны последних лет— спортсменки из города Чирчик Флюры Жирновой:

«…Хочется верить, что люди поймут и оценят скалолазание. Я занималась многими видами спорта и знаю, что скалолазание способствует развитию физических и психических способностей человека. Соревнования по скалолазанию—это напряженная работа мысли, постоянный контроль за каждым движением, это тонкое чувство равновесия и четкая координация движении...

Верю, что скалолазание станет в ближайшем будущем олимпийским видом спорта».

<< Назад   Фотографии >>


Вернуться: Л.М.Замятин. Скалолазы: спорт и профессия

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.