II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИИ.

Необходимые условия для успеха экскурсии следующие.

Во-первых, группа должна быть немногочисленна— не более 20—25 человек, по возможности однородна по подготовке и развитию, вполне дисциплинирована и уже испытана на более близких экскурсиях. Возраст должен быть не моложе 15 лет — учащиеся 3-го и (лучше) 4-го, последнего класса II ступени. Необходимо предварительное врачебное освидетельствование состояния сердца (подъемы на горы) и дыхательных путей. При этом условии девочки одинаково оказываются выносливыми, как и мальчики. Организация должна быть налажена с самого начала, и во время экскурсии должно быть безусловное подчинение всем требованиям ответственного руководителя, которому безусловно должны подчиняться и его помощники.

Во-вторых, экскурсия должна носить характер работы, а не простого путешествия. Все участники примерно намечают себе ближайшие темы, которые изучают подробнее, но все должны вести возможно подробные и ежедневные записи (дневники) и записки. Пример показывают сами руководители.

В-третьих, руководителей должно быть не менее трех, из них одно лицо с преимущественно- хозяйственными функциями. Все должны знать свою группу и особенности каждого из нее. Вся работа и вся жизнь ведутся совместно, и никакое отделение руководителей в целях получения больших удобств не допустимо: оно может разлагающим образом отразиться на группе. Конечно, из этого не следует необходимость отказа, если тот или другой участник, не перегружая себя, оказывает ту или другую услугу руководителю, как старшему товарищу.

Подготовка группы к экскурсии должна заключаться, во-первых, в освежении общих сведений по геологии, зоологии и ботанике, если они забылись, далее в ознакомлении с маршрутом и изготовлении путевых карт Хибин (необходимо иметь каждому участнику) и, наконец, в ознакомлении с литературой по указанию руководителя. Удобна система реферирования на собраниях группы по отдельным темам.

Существует мнение, что для того, чтобы не уменьшить силу непосредственного впечатления и чтобы провести экскурсию, по возможности, исследовательским методом, не следует подготовлять участников непосредственно к тому, что они увидят, не говорить и не предлагать им прочесть, в данном случае, о севере, а подготовить иначе—дать масштаб для сравнения на соответствующих объектах родной природы, — например, путем экскурсии в близлежащий лес, на луг, реку и проч. Мне кажется, целесообразнее все же познакомить их с тем, что они увидят. Так, мы проводим ряд предварительных бесед и даже посещений музеев для предварительного ознакомления, и практика показывает, что интерес от этого на экскурсии не падает. Наоборот, замечается и радость найти, о чем слышал, и критическое отношение к прочитанному и более внимательное и острое наблюдение окружающего. С этой точки зрения очень целесообразно побывать перед экскурсией хотя бы в зоологическом музее (в Ленинграде) и в геологическом— Академии Наук, где имеются великолепные коллекции хибинских пород и минералов.

Весьма существенное значение в экскурсии на север имеет снаряжение. Здесь нужно считаться, во-первых, с предстоящей работой, во-вторых, с особенностями климата и предстоящими трудностями (передвижение, комары и проч.).

Отсылая к руководству Б. Е. Райкова (Б. Е. Райков, — “Методика и техника ведения экскурсий”) об общем снаряжении, я отмечу только те дополнения, какие необходимы в данном случае.

Рис.1. Сетка из черного тюля.

В одежде необходима нательная и наружная фуфайки и две смены шерстяных чулок. Две пары обуви (считая запасную) должны быть по ноге, с подошвами, подбитыми гвоздями, а не подшитыми. Необходимо иметь банку мази для охотничьих сапог (в соответствующих оружейных магазинах). Теплое (осеннее) наружное пальто можно заменить кожаной, но теплой же курткой. Каждый участник должен иметь сетку от комаров непременно из черного тюля, продающегося специально для этой цели. Сетка безусловно необходима, и ее нужно сделать, соблюдая нижеуказанные размеры точно по рисунку 1. Белый тюль мешает видеть вбок; неправильно поставленный железный обруч может или ослабить значение сетки, вследствие того, что уши окажутся прилегающими к ней и станут беззащитными или будет мешать зрению.

Надо помнить, что в сетке придется и спать и даже есть, лишь приподнимая ее для этого. Необходимы также перчатки на руки, притом, по возможности, длинные и не вязаные (лучше кожаные).

Так как придется ночевать в горах под открытым небом, то необходимо взять с собой брезенты или брезентовые мешки. Палатки тяжелы и дороги. Мы разделяли группы на несколько подгрупп, и каждая достала себе по брезенту. Одни спали, залезая по двое в мешки, другие ложились в ряд и покрывались общим брезентом или устраивали род примитивной палатки. Надо помнить, что в горах придется все нести самим в мешках за спиной, и общий вес груза не должен превосходить 9 — 10 кг на человека. Каждая группка (в 5 человек) должна иметь топор, веревку не менее 5 м длиной, чайник и крюк для его подвешивания над костром. На всю группу необходимо иметь не менее трех зубил и достаточное количество геологических молотков обычного и большого размера (не менее 5 на группу). Из продуктов необходимо запастись в большом количестве сахаром и карамелью (леденцами), маслом, сухими мясными консервами—corn. beef (кило на человека), какао 100 г на человека и лимонами (3 шт. на человека); для обычного питания, особенно в горах, очень удобны макароны и рис. Варится пища в общем котле (лучше алюминиевом) и раздается в алюминиевых же мисках (у каждого своя). Кружки лучше иметь одинаковые, среднего размера. Совершенно не годятся жестяные чайники с припаянными ручками — над костром ручки отпадают.

Кормиться лучше 2 раза в день — перед выходом и при возвращении. Необходимо, чтобы в горах каждая группа имела с собой все продукты и чайник на случай временного расхождения в пути, что может случиться по разным причинам.

Из аптечных препаратов нужно, кроме обычных, указанных у Б. Е. Райкова, каждому иметь так называемый индивидуальный бинт (в особом мешечке) или бинт и пакетик стерильной марли. Простуды вообще бояться не приходится, хотя ноги у всех неизбежно постоянно будут сырые — у нас ни у кого не было даже насморка, несмотря на то, что приходилось переходить бурные речки с ледяной водой. Желудочных заболеваний, которые так часто наблюдаются в экскурсиях на юг, у нас совсем почти не было, несмотря на однообразие пищи. Воду, конечно, можно пить везде в горах сырую.

Наиболее удобным временем для экскурсии являются вторая половина июня и июль. Если ехать раньше, то будет все же слишком холодно и снежно в горах, хотя комаров будет меньше. Да и растительность в начале июня еще мало подвинулась вперед. Более поздний отъезд (конец июля — начало августа) имеет преимущество разве только в том отношении, что реки в это время легче проходимы в горах, но зато экскурсантов могут застать и холода и туманы — особенно неприятные. Кроме того, уже кончается полярный день, а он так характерен для арктических стран, что должен быть прочувствован экскурсантами. Потеря ночи сказывается удивительно на всей жизни, на всем ее распорядке; в городе не прекращается до глубокой “ночи” игра детей, в горах все переходы совершаются “ночью”, а днем при высоком стоянии солнца мы спим, менее беспокоемые комарами.

Продолжительность экскурсии не должна превышать, если нет особых заданий, двухнедельного пребывания за полярным кругом. Принимая во внимание трудности пути, напряженность работы, массу новых, необычных впечатлений и естественную вследствие этого усталость и ослабление внимания, лучше работать интенсивнее, чем устраивать частые или продолжительные “дневки” отдыха. Наши маршруты так и рассчитаны: 3—4 дня в Александровске, 2 в Мурманске, 7—8 дней в Хибинах (с дневкой, при которой запаковывается и предварительно монтируется собранный материал для отправки или перевозки), остальное на переезды. В качестве отдыха очень хорош оказался наш обратный маршрут по железной дороге до Медвежьей горы, отсюда переход (с подводой) в 19 километров до Повенца, а затем 4 дня пароходом по Онежскому озеру до Петрозаводска и оттуда до Свири, по Свири, Ладожскому озеру и Неве в Ленинград. Стоимость этого пути (водой) не удорожит экскурсию сколько-нибудь значительно, так как на пароходе всем экскурсиям дается без хлопот 50% скидка.

Все остановки в пути и базу для экскурсий в горы приходится делать в школьных помещениях, так как иные свободные помещения летом можно найти с большим трудом. Школьные помещения, если они случайно в это время не ремонтируются, дают достаточный простор как в Мурманске, так и в Александровске; в Хибинах на станции Имандра школа небольшая, с трудом вмещает 20 человек. Конечно, необходимо раньше заблаговременно испросить разрешение соответствующего отдела народного образования в Мурманске и железнодорожного управления (для Имандры). Наличие плиты и служащего во всякой школе дает возможность легче наладить питание. В Александровске о помещении в школе нужно просить через заведующего биологической станцией, а о дровах у местного исполкома. Разумеется, пользуясь гостеприимством школ, следует уметь наладить отношения, быть сугубо опрятными и корректными, проявить максимум самодеятельности и при отъезде все привести в полный порядок.

Надо помнить всегда, что за нами пойдут другие экскурсии, и своим поведением мы можем сорвать им самую возможность экскурсии на север. Конечно, наилучшим выходом были бы внесенные мною и принятые Общ. Ест.-Ист. Образования пожелания об устройстве летних баз (Экскурсионным Институтом в Москве) для экскурсий в Имандре или Хибинах, Мурманске и Александровске.

Всякая экскурсия, особенно школьная, не может считаться законченной, если за ней не последует ее проработка. Она заключается прежде всего в окончательном определении тем для индивидуальной и групповой проработки. Темы исчерпывают и детализируют все виденное по числу участников; каждый берет свою тему, которую и изучает не только по собранному материалу, но и по литературным данным, музеям и общению с соответствующими специалистами. Приходится сноситься и письменно с учреждениями для получения дополнительных (например, статистических сведений), и обычно относятся к этому учреждения весьма предупредительно. В результате проработки составляется непременно письменный доклад, заслушиваемый прежде всего на регулярных собраниях группы. После соответствующего корректирования доклады наиболее интересные или не очень узкие принимаются для прочтения на общем школьном собрании.

Эта литературная проработка должна затем сопровождаться соответствующей иллюстративной. Изготовляются графики, рисунки в крупном размере, фотографии, модели всякого рода, тщательно монтируется привезенный материал и подробно этикетируется и поясняется. Вполне допустимо к этому ядру добавить готовые таблицы, печатные рисунки и препараты, иллюстрирующие данную тему, но это должно быть лишь дополнением. Весь этот материал в результате составляет отчетную школьную выставку по данной экскурсии, открываемую для всех желающих и прежде всего для своей и соседних школ. Объяснения на ней даются участниками. Кроме того, в течение выставки назначаются дни и часы для отчетных докладов, которые должны охватить главнейшие моменты экскурсии и главнейшие темы. Они занимают по нашей практике не менее двух вечеров. Хибинская взяла три вечера.

Может быть и другой порядок проработки. Именно, экскурсия может служить исходным материалом для всей школьной работы класса в последующем году. Мне приходилось видеть такой тип проработки. Но, помимо большой искусственности в притягивании программ класса к одной теме, какой-то изощренной игры остроумия, материал конкретный никогда не может быть собран или увиден и прочувствован в той степени, которая нужна для такой всесторонней проработки. В результате неизбежно получится оперирование со словами, на веру взятыми книжными знаниями,—экскурсия останется только бумажной вывеской для целого ряда дисциплин. Но главное в том, что только немногие школы могли бы организовать такую экскурсию с целым классом или даже с большинством его. А если это не так, то примыкающая работа остальных, не экскурсирующих, уже совсем ненужно базируется и за уши притягивается к несуществовавшей для них экскурсии.

Дальнейшее изложение относится уже к самому маршруту и проведению его отдельных частей. Главы: “Растительность окрестностей Александровская и “Очерк растительности Русской Лапландии” написаны Н. М. Павловой; “Экскурсия на Хибины” — Б. Ф. Земляковым, все остальные—Г. Н. Бочем. Общая редакция Г. Н. Боча. Мы отлично сознаем неполноту и несовершенство нашей работы и особенно пропуск этнографического материала. Но это последнее сделано умышленно, так как летом коренного населения — лопарей с их оленями экскурсия по данному маршруту почти не встретит, — они кочуют в это время далеко в стороне.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Г.Боч. Экскурсия на север

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.