ЭЛЬБРУССКАЯ ХРОНИКА
1829 г. Первым человеком, поднявшимся на восточную вершину Эльбруса, был кабардинец Килар Хаширов.
1874 г. Первыми людьми, поднявшимися на западную вершину Эльбруса были балкарец-проводник Ахия Соттаев, англичане— Грове, Гардинер, Уоккер и швейцарец Кнубель.
1890—1896 гг. Первым человеком, покорившим обе вершины Эльбруса и положившим начало его изучению, был русский военный топограф Андрей Васильевич Пастухов.
1909 г. Кавказское горное общество построило на «Кругозоре» на высоте около 3200 метров каменную хижину-полуземлянку. Это была первая дореволюционная постройка на склонах Эльбруса.
1929 г. На «Кругозоре» построено деревянное здание туристской базы на сорок человек. Это была первая постройка на склонах Эльбруса, осуществленная в советское время.
1931 г. Первый кольцевой лыжный поход вокруг восточной вершины совершен москвичами под руководством профессора В. А. Конопасевича. Участниками были: Г. Тушинский, Я. Чулков, В. Антушев, Б. Волгин, А. Егоров, М. Дербенев и С. Писарев. Пятеро последних с седловины поднялись на вершину.
1932 г. Среди вечных снегов Эльбруса на высоте около 4200 метров построена деревянная сорокаместная турбаза, получившая название — «Приют одиннадцати».
1933 г. Проведена Первая эльбрусская альпиниада РККА, положившая начало массовым восхождениям военнослужащих на Эльбрус. На восточную вершину одновременно поднялось пятьдесят восемь командиров.
1933 г. На седловине, на высоте 5350 метров «Интурист» построил высокогорный домик-приют «Седловина» для альпинистов.
1933 г. Пятигорское бюро погоды построило невдалеке от «Приюта одиннадцати», на высоте 4250 метров одноэтажное деревянное здание высокогорной метеорологической станции — «Приют девяти». Ее первыми зимовщиками были Виктор Корзун, Александр Гусев и Александр Горбачев.
1934 г. Совершено первое зимнее восхождение на Эльбрус. Альпинисты-зимовщики метеостанции В. Корзун и А. Гусев поднялись на его восточную вершину.
1934 г. «Алло! Алло! Говорит восточная вершина!» — Эти слова произнесли в эфир военные радисты старший сержант А. Ф. Балабанов и лейтенант Н. С. Алексеев, работая на радиостанции 6-ПК, впервые установленной на Эльбрусе.
1934 г. Начала свою работу Первая комплексная Эльбрусская экспедиция Академии наук СССР, положившая начало планомерному изучению эльбрусского массива в последующие годы.
1935 г. Первое зимнее восхождение на западную вершину совершено Николаем Гусаком — впоследствии заслуженным мастером спорта СССР — и иностранным альпинистом.
1935 г. Два первых зимних восхождения на обе вершины Эльбруса за один сезон совершили зимовщик метеостанции Николай Гусак и зимовщик «Кругозора» Владимир Кудинов.
1935 г. Первыми женщинами, поднявшимися зимой на Эльбрус, были студентки Орджоникидзевского пединститута — Армик Аракелян, Александра Полтораднева, Мария Свешникова, Зоя Родкина и Елизавета Чихрадзе.
1935 г. Установлен рекорд массовости посещения Эльбруса — за сезон на его вершинах побывало 2016 человек. В их числе 638 участников колхозной альпиниады Кабардино-Балкарии.
1937 г. Первый кольцевой поход вокруг эльбрусского массива, проведенный на высотах от 3000 до 4000 метров, был совершен членами нальчикского альпинистского клуба под руководством Всеволода Каплуненко.
1939 г. Сдано в эксплуатацию здание гостиницы на «Приюте одиннадцати».
1943 г. 13 и 17 февраля двадцать военных альпинистов, участников обороны Кавказа, поднялись на вершины и, сбросив с них остатки фашистских штандартов, водрузили государственные флаги Советского Союза.
1959 г. Обнародовано постановление правительства РСФСР о сооружении Приэльбрусского спортивного комплекса с рядом гостиниц и канатно-подвесной пассажирской дороги от поляны Азау до «Приюта одиннадцати».
1960 г. На обе вершины Эльбруса одновременно поднялось 1396 альпинистов Кабардино-Балкарской альпиниады.
1963 г. На горе Чегет вступила в число действующих первая в Приэльбрусье канатно-кресельная дорога. Ее протяженность 1600 метров, перепад высот 650 метров.
1965 г. Вступила в строй действующих гостиница-турбаза «Иткол».
1966 г. На восточную вершину впервые совершил посадку вертолет типа «МИ-4». Его пилотировали нальчане—командир корабля Ю. А. Рахманов, второй пилот М. А. Хасаншин.
1966 г. Вступила в строй вторая очередь канатно-кресельной дороги на горе Чегет — «Чегет-2».
1966 г. Открылась первая в Приэльбрусье туристско-лыжная база спортивного общества «Динамо».
1967 г. Установлен новый рекорд посещаемости Эльбруса. За год на его вершинах побывало 3224 человека, в том числе только за один день восхождение совершили более двух с половиной тысяч участников Кабардино-Балкарской альпиниады.
1968 г. Вступила в число действующих туристская база-гостиница «Азау», построенная на одноименной поляне.
1968 г. Сдана в эксплуатацию туристская база-гостиница Министерства обороны СССР «Терскол».
1969 г. Вступила в число действующих парно-кресельная канатно-подвесная дорога на горе Чегет.
1969 г. Пущена в эксплуатацию первая очередь «Большой эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор». Дорога маятникового типа, ее протяженность почти 1800 метров, перепад высот составляет более 600 метров.
1972 г. Завершено строительство первой в Приэльбрусье Эльбрусской медико-биологической станции (ЭМБС) АН УССР.
1974 г. Вступила в строй турбаза-гостиница «Чегет».
1976 г. Заканчивается строительство второй очереди «Большой эльбрусской канатки» от станции «Кругозор» до станции «Мир».
<< Назад К фото >>
Вернуться: В.Кудинов. Эльбрусская летопись
Будь на связи
- Email:
- nomad@gmail.ru
- Skype:
- nomadskype
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.