Л.ЛЕВИТИН Р.СЕВАСТЬЯНОВ
БИЙ-ХЕМ ЖДЕТ СИЛЬНЕЙШИХ

Так кончался отчет иркутских туристов, впервые проплывших эту реку. Бий-Хем давно привлекал к себе внимание туристов-водников. Уже был освоен второй исток Енисея Ка-Хем с Кычыл-Хемом, а попытки покорения Бий-Хема не приносили успеха. Но вот река пройдена и пройдена на деревянных плотах.

Ну, а надувные, обладающие целым рядом преимуществ перед деревянными? Не позволят ли они отодвинуть границу предельной сложности для туристских плотов? Нам приходилось плавать на тех и на других, но тут предоставилась возможность сопоставить оба типа в равных условиях: на одной реке, при одном и том же уровне воды, с двумя лоцманами примерно одинаковой квалификации. Что ж, эксперимент стоил того.

Озеро Карабалык затерялось среди хребтов Восточного Саяна. Здесь не бывают местные жители: ведь до ближайшего населенного пункта более сотни километров по звериным тропам, а порой и просто по бездорожью — горам и болотам. Лишь редкие группы туристов прокладывают свои маршруты к озеру, из которого спокойной струей вытекает Бий-Хем (“Большая река”). Правда, здесь она не кажется большой — всего несколько метров шириной и полметра глубиной. Рядом с рекой гладкие заводи — как бы продолжение озера.

Течение вначале настолько медленное, что мы в нетерпении разворачиваем плоты боком и работаем обеими гребями как веслами. По нашим оптимистическим подсчетам, скорость увеличивается на один километр в час. Да лучше и не подсчитывать. Рыбаки размотали лески...

Постепенно плоты набирают скорость, впереди слышен шум, начинаются первые шиверы. Теперь не до рыбы. Идем осторожно, понемногу втягиваясь в лабиринт из надводных и подводных камней. Вот и первый порог. “Огурец” — окрестили его иркутяне по большому зеленому камню в середине русла. После краткого просмотра выводим плот на струю. Вот и вход в порог: вода, разбиваясь об “Огурец”, наваливается на береговую скалу вправо. “Бей влево!” “Еще влево!” “Хорошо!” — деревянный плот под вздох зрителей проскакивает слив. Благополучно причален за порогом и надувной плот. Обе конструкции здесь были равны, разве что деревянный развил большую скорость. Сейчас это было неплохо, а потом?..

Несколько километров передышки — и впереди Шивитский каскад. Что это — пороги или шиверы? На шестикилометровом отрезке реки уклон достигает 16 метров на километр — максимальный для Бий-Хема. Русло неглубокое, почти в любом месте реку можно перейти вброд вдвоем и даже в одиночку. Огромное количество валунов и обломков лавы. Вода как бы сочится сквозь их гребенку. Шивера? Но как тогда относиться к метровым сливам на отдельных участках? В общем, Шивит это Шивит, и мы долго будем вспоминать те пять дней, которые затратили на преодоление всего лишь 6 километров.

Трудно сразу наметить путь движения плота среди хаоса камней. Пройти весь участок чисто, не задевая камней, невозможно. Тут уж приходится говорить не о плавании на плотах, а об их проводке. Плоты облегчаются до предела, ибо существен каждый сантиметр осадки.

О Шивите нужно думать еще при постройке плота. Ширина 2 метра — предел для этого каменного лабиринта. Надувному плоту Шивит давался легче из-за более мелкой осадки и меньшего веса судна. Да и лишняя собственная скорость здесь ни к чему: слишком часты и энергичны маневры. Единственная опасность — острые куски лавы, грозящие порвать камеры. Лабиринты Шивита, особенно в низкую воду, близки к пределу для деревянных плотов. Они больше по плечу надувным плотам.

Следующее испытание — на порогах “Водопадном” и “Сухом”. Тут колебаться в терминологии не приходится: порог он и есть порог. Ясно выраженные сливы, гряды камней. Выбирай лишь место для прохода. Однако в “Водопадном” между двумя камнями стоит почти на ребре застрявший плот, перекрыв движение по самому удобному проходу. Чтобы попасть в правый проход, нужно совершить слишком крутой маневр, который деревянному плоту явно не по силам. Остается левый проход, но в него свешивается остов подгребицы погибшего плота, грозя ударить по ногам гребцов, если не удастся резко отвернуть влево, зайдя в слив. Но другого пути нет.

К сливу подходим нормально. Несколько ударов гребями — и мы резко ушли влево, удачно увернувшись от останков висящего плота, но слишком резко: под носом у нас мелкая заводь с камнями (а ведь при просмотре казалось, что глубоко). На минуту плот застревает, затем мы его мигом выталкиваем на струю. Теперь влево, во второй слив. Небольшой прыжок — и вскоре швартуемся к берегу.

Очередь за надувным плотом. Для него другой вариант прохода — по правому сливу. Неторопливо совершив сложный маневр на входе в порог, плот прыгает в слив. Что-то трещит, но ничего страшного: при ударе о камень треснула поперечина у рамы плота. А экипаж проходит уже второй слив.

Следующий порог — “Сухой”. Лучшего названия и не придумаешь. Вода пробирается через гряду камней несколькими протоками, но все они либо узки, либо мелки. Наши предшественники устраивали здесь нечто вроде весов из жердей для перетаскивания плота над камнями. Что ж, это тоже выход из положения. Однако зачем тащить, если можно плыть?

Вторая протока справа достаточно широка для прохода, хотя и мелковата. В середине ее явный уступ, на который корма обязательно сядет. Но у деревянного плота будет приличная скорость, и он большей своей частью успеет проскочить уступ. Эксперимент так эксперимент. Прыгаем. Более чем удачно. Слегка задеваем кормой за уступ, течение подхватывает нас — и порог позади. За греби берутся обитатели надувного плота. Их мучает разочарование: наш прыжок сорвал хорошо продуманный план обноса плота по камням. Но что делать, не всегда следует быть оригинальным. Тем более что надувной плот проходит даже не задев за уступ.

Порог “Сюрприз” может украсить любую реку. Мощный слив наваливается в конце на отвесную скалу, встреча с которой почти неизбежна. Выход из порога, а главное, вход в него сильно засорены камнями. Их добычей стал и наш деревянный плот. Сели перед входом в главный слив. Сняться удается только усилиями обоих экипажей с плота и с берега. Разгоряченные работой с вагами, лихо входим в слив. Стоящий на передней греби прикладывает неимоверные усилия, чтобы увести нос плота от скалы. Гребь не выдерживает, и наш “Геркулес” вместе с ее обломком летит за борт, плот утыкается носом в скалу. Его разворачивает, бьет о камни, выламывает переднюю стрелу. Вылавливаем пострадавшего, ставим запасную гребь и, с трудом лавируя среди камней, причаливаем к берегу. В результате первый серьезный ремонт — замена передней стрелы. На всякий случай подвязываем к ней дополнительную ронжину.

Надувной плот демонстрирует свое превосходство, четко уйдя от скалы. Может быть, потому, что в ею экипаже нет “Геркулесов”?

Порог “Кайфас” наиболее сложен. Представьте себе стометровый участок реки с общим падением в 10 метров, которое распределяется на семь мощных сливов. Почти после каждого из них следует поворот на 90 либо 180 градусов.

Внимательно просматриваем порог, вспоминаем иркутян. Их тактика и путь движения единственно возможны в хаосе скал и водяной пены. Некоторые сливы нужно проходить лагом, чтобы не быть отброшенными центробежными силами потока на зубья скал, окружающих эту слаломную трассу.

Ну что ж, пора в путь. Только пена смущает нас. Деревянный плот слишком тяжел для такой воды, перемешанной с воздухом. Поэтому решаем идти вдвоем.

Отчаливаем от берега, перегребаемся влево, спокойно входим в первый слив, преодолеваем его. Вот уже и второй. Но сильной боковой струей резко кладет заднюю гребь, далеко вышедшую на плот, поворачивая ее в пазу. Попытка выправить гребь безуспешна: плот налетает носом на камень. Лоцман вместе с задней гребью летит за борт, а второй член экипажа успевает выскочить на скалу. У третьего слива плот почти настиг лоцмана, грозя припечатать его к скале, на которую тот хотел выбраться. Приходится идти вплавь ногами вперед в третий слив. Удовольствие не из приятных. Даже в надутом спасжилете не всегда видишь небо. чаще только воду. Но, к счастью, русло чистое от камней. Задержаться удается лишь после пятого слива на выступающем из воды зубе. Застрявший в третьем сливе плот являет жалкое зрелище: задняя стрела переломлена пополам, передняя вырвана из пазов, подгребицы сломаны. Две половинки чудом держатся на веревочных петлях дополнительной носовой ронжины.

Деревянный плот ожидает капитального ремонта, а экипаж надувного готовится к прохождению “Кайфаса”. Снова и снова уточняются линия движения, действия экипажа на всех сливах порога, и под вздохи восхищенных неудачников надувной плот почти точно выполняет задуманный маневр: появившись из-за скал наверху водяной горки, он удачно вписывается в виражи и легко скатывается со сливов, почти не заныривая носом. Вот где явное преимущество пневматики перед тяжелой древесиной!

Но что это? В самом конце порога плот цепляется за камни. Ударная работа экипажа — и судно скрывается за обломком скалы в “Улове Победителей”, а на гряде камней остается маячить одинокая фигура с вагой в руках. Приходится пускать в ход веревку для страховки переправы товарища.

В этот день мы поняли, что проиграли соревнование с надувным плотом. Эта мысль подспудно владела нами еще раньше, на участках реки, где осадка деревянного плота превышала глубину прохода, и мы были даже вынуждены, идя рядом с плотом, подталкивать его, а иногда и расчищать путь от камней. Но тогда мы еще надеялись показать свое превосходство в скорости на быстрой воде. Теперь мы впервые уступили роль лидера.

Пока заканчивался ремонт деревянного плота, ребята на надувном без приключений прошли порог “Узкий”. “Узким” он назван по входу в него, где береговые скалы и острова в русле образуют 2,5-метровый коридор. Сам порог находится дальше, на повороте вправо, где река, суженная в каньоне, дважды прыгает на мощных сливах.

На преодоление “Узкого” экипаж деревянного плота выходит в полном составе: один спереди, трое сзади. По недосмотру лоцмана три человека оказываются на левом борту. Боковая левая струя, сила которой не была правильно оценена при просмотре порога, наказывает за ошибку: в самом узком месте порога плот переворачивается. Двое выскакивают на скалы, двое других выбираются из воды на опрокинутый плот. Неуправляемый, он сразу же садится на камни. Нам удается основной веревкой, закрепленной за стрелу плота и переданной на берег, перевернуть его в исходное положение. Потери невелики: два ведра, лопасть весла от надувной лодки, планшет лоцмана с дневником похода. Последняя потеря — самая существенная, если не считать начисто срезанных подгребиц. А впереди главные сливы “Узкого” да порог “Элен”.

И снова стучат топоры. И снова в это время экипаж надувного плота покоряет очередной порог, на этот раз “Элен”. С утра и мы выходим на старт.

Благополучно преодолев основные сливы “Узкого”, подходим к “Элен”. Это второй по сложности порог на реке после “Кайфаса”. Резкое падение воды на коротком участке образует цепь сливов с крупными надводными и подводными камнями. Правая часть реки непроходима, в левой вода, скатываясь с крупных камней, превращается в сплошной пенный поток. Вариантов прохода нет. Просмотрев еще раз порог и обсудив последовательность маневров плота, отчаливаем от берега. Идем втроем: один — на передней греби, двое — на задней.

Точно входим в первый слив, и сразу же нос плота ударяется о подводный камень (осадка слишком велика). Вслед за ударом мощный вал прижимает плот ко дну. Передняя гребь заклинивается, уперевшись в левый берег. По греби уходим на берег. Снасти плот без большого риска невозможно. Решаем бросить его окончательно. Надувной илот и резиновая лодка способны поднять девять человек.

Впереди участок реки свыше 200 километров с легкими шиверами и завалами. Но порогов уже нет. Единственное препятствие водопад. Подпертая десятиметровым скальным сбросом, вся река собирается в тихое озеро, выход из которого там, где среди деревьев заметен узкий просвет. Горе тому, кто заметит этот выход слишком поздно: у края озера течение может подхватить зазевавшегося путешественника и сбросить в двухметровый каменный желоб, откуда поток падает почти вертикально вниз. Десятком метров ниже второй плес со спокойной водой. Водопад обносим левым берегом по хорошо протоптанной тропе. Отвязывание камер и перенос рамы плота занимают около двух часов.

Началось наше путешествие летом. В тридцатиградусную жару, обливаясь потом, пробирались мы с тяжелыми рюкзаками к озеру Карабалык. Сейчас осень. Первый снег выпал 15 августа, за десять последующих дней мы привыкли просыпаться на морозе. За водопадом преследуют нас дожди и снег. Течение почти исчезло, мы вновь ставим плот боком и работаем обеими гребями. Желающих погреться хоть отбавляй. Появляются первые признаки цивилизации - зимовья, моторные лодки, люди.

Поход окончен...

Подводя итоги путешествия по Бий-Хему, следует сказать, что река такого типа близка к пределу сложности для деревянных плотов как средства сплава (ведь должен же быть такой предел!). Безаварийное ее прохождение возможно лишь при достаточном опыте группы и руководителя, а также при серьезном подходе к изготовлению плота (он должен быть небольших размеров и с солидным запасом плавучести).

Но особенно подходит Бий-Хем для плотов с надувными элементами, для которых река не является “предельной”. Да и вообще трудно пока говорить о пределе для надувных средств сплава. Каждый год расширяется география рек, пройденных на надувных плотах и лодках. И процесс этот будет продолжаться. 

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Ветер странствий / №7

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.