Вдоль Выборгской линии Октябрьской железной дороги

Железная дорога на Выборг, построенная в 1870 году, — одна из старейших на северо-западе нашей страны. До станции Рощино она проходит по территории Выборгского и Сестрорецкого районов Ленинграда, Выборгского района Ленинградской области, через станции Рощино, Горьковское, Кирилловское. От Ленинграда до Выборга по этой линии 129 километров. У станции Ушково от основной линии отделяется приморская ветка на Выборг, идущая вдоль берега Финского залива. Длина Приморской линии 170 километров.

В настоящее время переведен на электротягу участок от Ленинграда до Рощина; впоследствии электропоезда будут ходить до самого Выборга.

Вдоль линии железной дороги за чертой сплошной городской застройки немало удобных мест для отдыха в выходной день.

ОЗЕРКИ, ШУВАЛОВО, ПАРГОЛОВО

Ж.-д. станции в 10, 11. 16 км от Ленинграда; 12—23-й км Восточно-Выборгского шоссе

Почти параллельно берегу Финского залива на расстоянии 6—7 километров от него протянулась цепь холмов моренного происхождения. Это так называемая Парголово-Левашовская гряда, бывший береговой уступ Финского залива.

По гряде проходит Восточно-Выборгское шоссе, а у юго-западного края ее—Выборгская линия железной дороги.

На высотах и у их подножья расположены поселки Выборгского района Ленинграда, известные его жителям как хорошие места для летнего и зимнего отдыха: Озерки, Шувалово, Парголово, Левашово.

Холмистая гряда начинается еще в черте города Поклонной горой, с вершины которой открывается замечательный вид на Ленинград. От Поклонной горы к Парголову тянется цепь озер: Верхнее, Среднее и Большое Суздальские.

Шувалово. Вид на озеро.

Почти у края Поклонной горы лежит Верхнее Суздальское озеро. Оно питается подземными родниками; средняя глубина его 2,5—3 метра (самая большая — 11 метров), длина—600 метров, ширина — 450 метров. Здесь водятся щуки, окуни, ерши, налимы, плотва и раки. На дне можно найти большие, величиной с ладонь, раковины.

Протокой, заключенной в подземную трубу, Верхнее озеро связано со Средним, имеющим несколько меньший размер: 400 метров в длину, 250 метров в ширину. На его восточном берегу (Варваринская улица, 14) помещается Дом юного туриста, откуда отправляются в увлекательные походы по области группы ленинградских школьников.

Хорошие места для купанья и солнечных ванн, масса зелени и очень удобное сообщение с городом привлекают сюда ленинградцев. Летом здесь открыты плавательные станции, вышки для прыжков в воду и лодочные станции.

По берегу озер расположены поселки Озерки и Шувалово.

Узкий перешеек отделяет Среднее озеро от Большого Суздальского, протянувшегося с севера на юг почти на 2 километра. В озеро впадает река Заманиловка, а вытекает речка Каменка, несущая воды в Лахтинский Разлив.

Несколько севернее озера, на высоких холмах, расположен центр поселка Парголово. Это одно из древнейших селений в окрестностях Ленинграда, название которого встречается уже в писцовых книгах XV века. После основания Петербурга здесь появились многочисленные деревни крепостных крестьян, переселенных сюда из центральных районов страны, — Большая и Малая Суздальские слободы, Старожиловка, Каболовка, Заманиловка, ныне слившиеся с Парголовом.

С начала XIX века, а особенно после постройки железнодорожной линии, Парголово стало излюбленным дачным местом жителей Петербурга. На даче Бобринской бывал А. Пушкин. Выезжал сюда на дачу Н. Некрасов, бывал И. Тургенев. Очень любил Парголово поэт А. Майков. Известный русский композитор глава “Могучей кучки” М. Балакирев написал здесь “Увертюру на три русские темы”; в Каболовке, на даче Бруни, жил композитор А. Глазунов.

Парголово и его живописные окрестности издавна привлекали русских художников. “Весну я провожу в самом живописном месте из окрестностей Петербурга, в Парголово, в деревне Заманиловка... все места кругом гористые. До Петербурга 18 верст, и он... как на ладони”, — писал выдающийся художник-реалист П. Федотов. Окрестности Парголова изобразил в своем знаменитом офорте “Ели в Шуваловском парке” замечательный певец русской природы И. Шишкин.

Любил Парголово и приезжал сюда отдыхать критик В. Стасов. В продолжение многих лет его дача была центром музыкальной и художественной жизни Петербурга. Сюда приезжали И. Репин, А. Глазунов, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, С. Ляпунов, Ц. Кюи, М. Антокольский, И. Гинцбург, В. Верещагин и Ф. Шаляпин. Здесь В. Стасова навещал М. Горький.

В 1887 году в Парголово приезжал старший брат В. И. Ленина — А. И. Ульянов. В Комосовом переулке он готовил динамит для метательных снарядов, предназначенных для покушения на Александра III.

В конце XIX века в Парголово жил известный русский писатель Д. Мамин-Сибиряк.

Современное Парголово — это благоустроенный, утопающий в зелени поселок со стадионом, Домом культуры, лодочными станциями. Здесь находится туристская база для школьников Леноблоно, несколько промышленных предприятий.

Излюбленное место отдыха многих жителей Ленинграда — Шуваловский парк, раскинувшийся к северу от реки Заманиловки.

В 20-х годах XIX века руками тысяч крепостных графини Шуваловой была произведена перепланировка парка, сохранившаяся до наших дней.

На юго-восточной опушке парка находится насыпной холм высотой 61 метр, получивший название “Парнас”, с его вершины открывается замечательный вид на окрестности. Среди прудов, вырытых у подножья “Парнаса”, наиболее интересен треугольный пруд, называемый “Шапка Наполеона”.

Следует осмотреть также насыпной холм “Старый Парнас”, старинный диван-скамейку, сделанный из известняка грот с очень отчетливым эхом. На краю парка находится церковь, построенная в готическом стиле архитектором А. Брюлловым в 30-х годах XIX века. В глубине парка расположен Шуваловский дворец, сооруженный в 1912—1915 годах по проекту архитектора С. Кричинского. Во дворце в 1943—1944 годах находился штаб Ленинградского фронта. Ныне здесь Институт токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. У входа в здание установлен его бюст.

Средства сообщения. Трамвай 80 и автобус 12 — из Ленинграда.

ЛЕВАШОВО

Ж.-д. ст. в 19 км от Ленинграда; 23—24-й км Восточно-Выборгского шоссе

Поселок Левашово лежит у подножья холмистой гряды близ станции железной дороги. Постройки его расположены и на самой гряде, вдоль Выборгского шоссе, от которого здесь отделяется идущее на северо-восток Приозерское шоссе. У начала этого шоссе расположен поселок Осиновая роща.

Бывшее имение графа Левашова превратилось теперь в благоустроенный дачный поселок, а парк при дворце — в любимое место отдыха ленинградцев.

Левашовский парк — один из самых интересных к северу от Ленинграда. Хотя древнейшее название поселка Осиновая роща и напоминает о первоначальной растительности этих мест, в парке можно встретить ель, пихту, сосну, кедр. Деревья здесь очень искусно подобраны по оттенку зелени. Большая часть парка в конце XVII и начале XIX веков была отведена под зверинец, где содержались на свободе олени, козы, лани, много разной дичи.

На территории Левашовского парка находятся Большое, Малое и Среднее Осиновые озера, а несколько восточное их — Глухое озеро.

Интересен находящийся в парке Левашовский дворец, возведенный в последней четверти XVIII века в стиле русского классицизма. Постройка его приписывается талантливому русскому архитектору И. Старову.

Справа от Приозерского шоссе можно увидеть земляную крепость “Осиновая роща”, сооруженную в конце XVIII века для защиты Петербурга с севера. Рядом с крепостью от шоссе отделяется дорога на Юкки, расположенные в полутора километрах от парка.

В Левашово на даче в 1918 году жил В. Маяковский.

Средства сообщения. Автобус 437 — от Парголово.

ЮККИ

В 3 км от ст. Парголово

На крутом берегу живописного Токколовского озера среди высоких вечнозеленых елей и сосен расположены постройки поселка Юкки.

Мемориальная доска на фасаде дома, где ныне помещается пионерский лагерь средней школы Академии художеств, сообщает, что здесь в 1935 году жил выдающийся ученый-геолог, первый президент Академии наук СССР, почетный член многих иностранных научных обществ и академий А. Карпинский. В то время он был президентом Минералогического общества и руководил геологической секцией Ленинградского общества естествоиспытателей.

В 1936 году в этом же доме проводил летние месяцы известный советский художник И. Бродский.

Юкки — место дачного отдыха трудящихся Ленинграда. Зимой сюда приезжают многочисленные любители лыжного спорта, Большую лыжную базу и пионерский лагерь имеет здесь объединение “Красная заря”.

Средства сообщения. Автобус 31 — от пр. Энгельса, 445 — от Манежной пл.

ПЕСОЧНАЯ, ДИБУНЫ

Ж.-д. станции в 23, 24 км от Ленинграда

Оба поселка Сестрорецкого района разделены речкой Черной, впадающей в Сестрорецкий Разлив. Расположенный на правом берегу реки, поселок Дибуны связан с памятью о последнем подполье В. И. Ленина.

Поздно вечером 8 августа 1917 года Ленин оставил шалаш на берегу озера Разлив и в сопровождении Емельянова, Шотмана и Рахьи направился по узкой лесной тропинке к станции Дибуны. По пути оказалось, что Емельянов, надеясь на свою память, не проверил тропинку и в темноте потерял ее. Путники попали в горящее торфяное болото и с трудом вышли к нужному месту. Для выяснения обстановки Емельянов пошел в станционное помещение и был арестован юнкерами. Ленин, Рахья и Шотман укрылись в это время в стороне от станционных путей. Когда подошел дачный поезд, идущий в Петроград, Ленин и Рахья быстро вскочили в один вагон, Шотман — в другой и благополучно доехали до станции Удельная. Переночевав в конспиративной квартире, Ленин на следующий день с той же станции выехал в Ялкалу, ныне Ильичево (см. стр. 107).

История поселков Дибуны и Песочная интересна. Еще в начале XVIII века на Черной речке у Дибунов были найдены залежи болотной железной руды. В 1728 году здесь были построены две домницы, а затем фабрика для изготовления стали. Чернореченские заводы давали ежегодно до 30 тысяч пудов чугуна.

Однако, несмотря на экономическую выгодность производства, царское правительство не заботилось о его расширении. В 1769 году чернореченские заводы были подарены Екатериной II Потемкину, но вскоре выкуплены у него казной. Последний владелец этих мест — граф Левашов основал в Дибунах довольно большой по тем временам кирпичный завод. На нем в конце XIX века было занято 200 рабочих.

В конце XIX века и начале XX века у станции Песочная на распродаваемых Левашовым небольших участках возникло несколько десятков дач селения Графская. Людей привлекала сюда сухая местность, чистый сосновый бор, обилие грибов и ягод.

В годы Советской власти, особенно в послевоенное время, в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда здесь появились кварталы каменных двухчетырехэтажных зданий, построенных ленинградскими промышленными предприятиями. Около 2 тысяч участков отведено индивидуальным застройщикам. Население поселков за 10 лет возросло в 6 раз.

На большом поле между поселками Песочная и Левашово видны многоэтажные здания научного городка Института онкологии Академии медицинских наук СССР.

Здесь уже построены лечебный и лабораторные корпуса, жилые дома работников института.

В недалеком будущем поселок Песочная станет крупнейшим центром медицинской науки. Сюда из Ленинграда выедут институты переливания крови, радиационной гигиены, охраны труда, рентгено-радиологический, гигиены труда и профзаболеваний и Другие.

В окрестностях поселков Дибуны и Песочная немало мест для отдыха и туристских прогулок. Ежегодно сотни туристских групп проходят по пути В. И. Ленина с берега озера Разлив в Дибуны. Узкая пешеходная тропа, ведущая по высокому правому берегу Черной речки, приводит к замощенной булыжником дороге от Белоострова к Новоселкам. По самодельному мостику можно пройти Черную речку неподалеку от устья и далее по цепи песчаных холмов выйти к шалашу В. И. Ленина.

Устье Черной речки вошло в историю революционного движения как место многочисленных маевок сестрорецких рабочих.

Очень живописно небольшое лесное озеро Випуть-ярви (на некоторых картах — Глухое), затерявшееся в ложбине между высокими холмами. По правую сторону дороги высокий холм Дыбун (давший название поселку), у подножья которого удобное для купания озеро.

Дорога по левому берегу Черной речки проходит невысокой грядой, поросшей густым сосновым лесом; она ведет к Восточно-Выборгскому шоссе и далее к искусственному озеру “Меднозаводский Разлив”.

БЕЛООСТРОВ

Ж.-д. ст. в 32 км от Ленинграда

Станция Белоостров расположена на развилке железных дорог: одна линия (круговая) идет в Ленинград через Сестрорецк; другая пересекает реку Сестру и направляется к Выборгу.

До 1917 года Белоостров был пограничной станцией. Через нее в тяжелые годы царской реакции переправляли революционеров, уходивших в эмиграцию.

В годы первой русской революции через эту станцию проезжал В. И. Ленин, направляясь в Куоккалу, Териоки, Выборг.

3 апреля 1917 года в Белоострове состоялась торжественная встреча Ленина, возвращавшегося из эмиграции. Встречать Владимира Ильича из Петрограда прибыла делегация питерских рабочих во главе с членами ЦК и ПК РСДРП и М. И. Ульяновой, рабочие и солдаты из Сестрорецка.

Сестрорецкие рабочие подняли Ленина на руки и внесли в здание вокзала. Здесь он произнес свою первую в революционной России речь, а затем побеседовал с рабочими и ответил на волнующие их вопросы. После этого Ленин и сопровождавшие его товарищи отправились тем же поездом в Петроград.

4 июля 1917 года В. И. Ленин проезжал через Белоостров, возвращаясь в Петроград после кратковременного отдыха в деревне Нейвола (см. стр. 149).

9 августа и 7 октября 1917 года Владимир Ильич нелегально на паровозе № 293 проезжал Белоостров, переправляясь через границу в Финляндию, и возвращаясь в Петроград.

Старый деревянный вокзал в Белоострове, где бывал Владимир Ильич, не сохранился. После Великой Отечественной войны здесь построен новый вокзал.

Сильно разросшийся поселок Белоостров, дома которого протянулись на несколько километров вдоль дорог, ведущих к Сестрорецку и Восточно-Выборгскому шоссе, примыкает к реке Сестре.

Река Сестра берет начало в районе Лемболовских высот и впадает в Финский залив. Она протекает по болотистой местности и собирает в себя воду многочисленных ручьев и речек. Река очень извилиста, в верховьях порожиста. Ее длина свыше 80 километров, ширина местами достигает 10—15 метров. Летом в верховьях ее можно найти многочисленные броды, но ближе к устью встречается глубина до 2 метров.

Первое упоминание о Сестре относится к 1323 году, когда по условиям Ореховского мирного договора по Сестре прошла граница между новгородскими владениями и отторгнутым шведами побережьем Финского залива.

В годы Великой Отечественной войны по реке проходил передний край обороны Ленинграда (см. стр. 84). На месте героических боев советских войск на реке Сестре в районе станции Белоостров установлен памятник-обелиск.

На правом берегу реки Сестры создан поселок Дюны. Чистые, светлые корпуса поселка и высокое здание электроподстанции хорошо видны из окон поезда. Здесь начинается северная часть Сестрорецкого района (до 1959 года—Курортный район Ленинграда). На протяжении 24 километров линия железной дороги проходит на расстоянии 2—3 километров от Приморского шоссе через курортные поселки Солнечное, Репине, Комарове Ушково и город Зеленогорск (см. стр. 85—114).

Средства сообщения. Автобус 414 — из Сестрорецка.

РОЩИНО

Ж-д. ст. в 60 км от Ленинграда

Ныне поселок Рощино — один из самых больших на Карельском перешейке. Жилые кварталы его начинаются почти от самого вокзала. Население Рощино насчитывает около 20 тысяч человек. В поселке и его окрестностях много интересных мест для прогулок и туристских походов.

Свое современное наименование поселок получил от Петровской Корабельной рощи, расположенной на расстоянии 3,5 километра от него (см. стр. 131).

Станция Рощино (до переименования Райвола) связана с последним подпольем В. И. Ленина. Владимир Ильич приехал сюда вечером, 7 октября 1917 года из Выборга в сопровождении Э. Рахьи задолго до отхода поезда на Петроград. Выйдя из вагона, они направились к условленному месту неподалеку от станции, где паровоз № 293 должен был набирать топливо.

Машинист паровоза Ялава посоветовал, чтобы Владимир Ильич и Рахья пошли к станции. Когда до третьего звонка осталась одна минута, паровоз на всех парах устремился к составу. В условленном месте машинист резко затормозил, принял “пассажиров” и опять на большой скорости двинулся к станции.

В Райволе Рахья пересел в вагон, а Ленин остался на паровозе.

Владимир Ильич благополучно доехал до станция Удельная, откуда пришел на свою последнюю конспиративную квартиру на Сердобольской улице.

От станции по лесной дороге можно подняться на гребень высоты, лежащей на краю поселка. Отсюда открывается замечательный вид на окрестности.

Еще в начале XVIII века здесь, на большой дороге из Петербурга в Выборг, поселилось несколько семей ямщиков, которые славились быстрой ездой. Поэтому, как говорится в легендах, село получило название Бешеное. После того как в этих местах появились финские переселенцы, название Бешеное, переведенное на финский язык (Райвола), так и осталось за селом. На протяжении многих лет село, примыкавшее к реке, именовалось Русское Райвола, а новые постройки на холме — Нагорное, или Финское Райвола.

Вместе с несколькими другими деревнями село было приписано к Сестрорецкому заводу. Позднее на берегу реки Рощинки находился небольшой чугунолитейный завод.

После постройки железной дороги поселок стал любимым дачным местом жителей Петербурга. Ниже по реке находилась дача писателя Л. Андреева (см. стр. 115). В начале XX века в Рощине жил адмирал С. Макаров.

Близ Рощина в туберкулезном санатории у Ильичевского озера лечился и умер в 1918 году Г. В. Плеханов.

Осенью 1960 года при участии представителей советской и финской литературы в Рощине состоялось открытие памятника известной финской поэтессе Эдит Седергран, жившей здесь до 1923 года.

Сейчас Рощино —популярное место загородного отдыха. Свыше 6 тысяч пионеров приезжают сюда летом в пионерские лагеря, расположенные вдоль рощинских. озер. Несколько тысяч ленинградцев проводят свое свободное время в коллективных садах в нагорной части поселка.

В центре поселка возведены новые здания средней школы, больницы и Дома культуры.

Спустившись с высоты к центру поселка, побывав у памятника героям, павшим в годы Великой Отечественной войны, следует пройти к рощинским озерам, где есть удобные места для купания.

В окрестностях Рощина много маршрутов туристских походов выходного дня.

Средства сообщения. Автобусы: 425, 435 — от Зеленогорска.

ПЕТРОВСКАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА

Недалеко от станции Рощино на берегу небольшой речки Рощинки высятся могучие прямоствольные деревья.

Корабельная роща.

Это лиственницы, выросшие здесь из семян, собранных в Архангельской области. Северные деревья прижились прекрасно. Их ровные сорокаметровые стволы стройно возносятся вверх и где-то над головой тихо шумят своей нежной зеленой хвоей, опадающей на зиму.

Русским кораблестроителям-поморам на севере давно были известны исключительные качества лиственницы — лучшего материала для постройки кораблей. Ровный, прямой ствол лиственницы незаменим при изготовлении мачт. Древесина ее, пропитанная смолистыми веществами, хорошо противостоит гниению и под действием воды твердеет. Подводные части кораблей, сделанные из лиственницы, служат дольше, чем сделанные из других пород дерева, даже из дуба и ясеня.

По замыслу создававшего русский флот Петра I еще при его жизни велись опыты посадки лиственницы в нашей области, но только в 1738 году здесь, в Рощине, впервые была осуществлена успешная посадка лиственничной рощи. Немало труда и сил положили русские лесоводы XVIII века на ее создание, и прекрасным памятником их трудам является этот лесной участок, известный под названием Петровской Корабельной рощи.

С 1945 года решением Советского правительства роща и окружающая ее местность объявлены заповедником.

Сейчас в роще площадью до 300 гектаров насчитывается более пяти тысяч старых деревьев в возрасте от 135 до 225 лет. Вокруг основной рощи имеются и более молодые насаждения и подлесок, выросший естественным путем.

Исследуя жизнь деревьев Корабельной рощи, лесоводы определяют возможность крупных посадок лиственницы в Ленинградской области, что значительно улучшит в будущем качество наших лесов.

В Корабельную рощу легко совершить прогулку за выходной день. Доехав поездом с Финляндского вокзала до станции Рощино, надо пройти 300—400 метров назад к переезду и направиться на юг в сторону залива по дороге. Через 2,5 километра влево отойдет лесная дорога. По ней и следует продолжать путь. На повороте стоит указатель. Вдоль дороги здесь растет несколько молодых лиственниц.

Через полкилометра лесная дорога упрется в ограду заповедника. Сразу от ворот широкая дорожка ведет через участок наиболее старой посадки (1738 год). Кругом высятся редко рассаженные величавые прямые деревья. Солнечные лучи легко проходят сквозь ветви, образуя на земле узорные светлые пятна. Кое-где мелькает темно-зеленый убор ели или сосны, составляющий более низкий, второй ярус рощи. Местами между мощными стволами встречаются и нежные березки. А лиственницы действительно огромны — здесь высота их превосходит 40 метров, толщина некоторых стволов в два-три обхвата.

Вскоре дорожка спускается вниз к реке. Отсюда следует направиться вдоль берега к более молодым насаждениям, насчитывающим все же не менее 135—150 лет. Прогулку можно закончить на берегу бурной речки, пройдя всю рощу. Если перейти речку через мостик или прямо но камням, то можно увидеть на другом берегу остатки бывших фашистских укреплений — надолбы, траншеи, проволочные заграждения.

Наиболее простой обратный путь — это возвращение старой дорогой, но любителям пешеходных прогулок можно посоветовать перейдя речку, пройти другой лесной дорогой, которая выведет на Средне-Выборгское шоссе. По шоссе влево до Черной речки три километра. Отсюда на станцию Зеленогорск ходят автобусы. Если есть время, можно выйти на берег Финского залива и искупаться. Весь путь пешком от рощи до Зеленогорска — 15 километров, что для непривычных к пешим переходам несколько утомительно.

В рощу можно проехать на автомашине. Путь из Ленинграда лежит по Приморскому шоссе, через Курортную зону, до Черной речки. Отсюда надо свернуть на Средне-Выборгское шоссе и после моста над железной дорогой на 69-м километре свернуть вправо на проселочную дорогу. По этой дороге, проехав санаторий “Сосновая поляна”, за мостом через речку Рощинку следует снова свернуть вправо на лесную дорогу с указателем “Роща”.

Для автомашин, выезжающих с Верхне-Выборгского шоссе, поворот надо сделать в селении Первомайском на шоссе, ведущее в Рощино. Минуя селение Рощино, доехать до станции Рощино и дальше по пути, указанному для пешеходов.


Схема маршрута в Корабельную рощу.

Общее расстояние от Ленинграда до Петровской Корабельной рощи по Приморскому шоссе 78 километров, а по Верхне-Выборгскому — около 90 километров. Наиболее интересно посещение рощи весной, когда она наполнена щебетаньем птиц, или осенью, когда хвоя лиственниц желтеет и начинает опадать.

РОЩИНСКИЕ ОЗЕРА

Любители леса и озер могут в выходной день совершить приятную прогулку на Рощинские озера. Они расположены совсем недалеко от Ленинграда.

Поезда, отправляющиеся с Финляндского вокзала, идут до станции Рощино немногим более часа. От станции до поселка около двух километров. Это — дачное место, пользующееся широкой известностью у ленинградцев. Уже из поселка слева видно Большое Рощинское озеро, но берега его застроены, и поэтому лучше пройти по шоссе в направлении на Первомайское еще несколько километров. Тут расположены наиболее живописные из Рощинских озер. От моста на северной окраине поселка до первого из озер, называемого Малая Ладога, три километра пути по шоссе.

Это озеро надо обогнуть по восточному или западному берегу и, дойдя до северного конца, выйти на лесную дорожку. Дорожка углубляется в лес, и еще через полтора километра справа между деревьями заблестит сначала озеро Котловинное, а затем и озеро Заливное.

В озерах есть рыба, в лесах — много ягод, грибов.

Места эти тихие, малопосещаемые. Озера небольшие, всего по 600—800 метров длины. Берега их по большей части покрыты смешанным лесом, встречаются и чисто хвойные рощи. Есть хорошие места для купания.

Схема маршрута на Рощинские озера.

Существует и другой путь к Рощинским озерам. Перейдя мост, надо сразу повернуть влево и пойти вдоль берега узкого и длинного озера, вернее — разлива реки Рощинки. Берег здесь сухой, но леса, лежащие вправо от берега, заболочены. В разливе хорошо ловятся щука, окунь, плотва.

Двигаясь вдоль этого озера-разлива до его конца, а затем пройдя на восток через лес и болото около километра, можно выйти к озеру Котловинное.

Для того чтобы попасть в район Рощинских озер на автомашине или велосипеде, надо по Выборгскому шоссе ехать до селения Первомайское и здесь свернуть влево на Рощино. По этой дороге в трех километрах от Первомайского справа среди соснового леса виден холм. Вершина его вздыблена взрывом. Огромные куски железобетона в хаотическом беспорядке торчат из земли. Это один из дотов второй линии фашистской обороны, уничтоженной Советской Армией во время Великой Отечественной войны.

Несколько далее с шоссе видны ряды гранитных противотанковых надолб, — это тоже остатки “неприступной” линии обороны. В четырех километрах от Рощина справа появятся озеро Малая Ладога. Здесь у небольшого мостика через ручей и следует остановить машину.

После прогулки возвращаться обратно лучше по Приморскому шоссе, другим маршрутом. В этом случае надо ехать дальше до Рощина, а затем свернуть влево в центре поселка, откуда лесная дорога, вполне проходимая в летнее время, приведет к шоссе, идущему к вокзалу Зеленогорска. Отсюда путь в Ленинград лежит по Приморскому шоссе.

Можно проехать и другим путем: от поселка Рощино, не сворачивая на лесную дорогу, до станции Рощино и мимо нее к Приморскому шоссе. Но первый вариант пути красивее и несколько короче.

В Рощине имеются магазины, чайная, где есть горячие обеды. В районе озер ничего купить нельзя, так как там нет населенных пунктов.

ПО СЛЕДАМ БОЕВ

Давно миновала Великая Отечественная война. Но еще кое-где остались ее следы, напоминающие об ожесточенных боях. К таким памятным местам принадлежит былая вторая линия вражеской обороны на Карельском перешейке.

Начатая строительством сразу после поражения фашистов под Сталинградом, она должна была представлять собой одну из наиболее мощных укрепленных линий. Общая протяженность линии около 80 километров: от селения Молодежное у Финского залива до селения Запорожское на Ладожском озере — через весь Карельский перешеек. Подступы к линии прикрывались разнообразными противотанковыми и противопехотными препятствиями: гранитными и железобетонными надолбами, установленными в 5—6 рядов проволочными заграждениями, противотанковыми рвами. Железобетонные долговременные огневые точки (доты) с бетонными стенами толщиной до 2—2,5 метра, врытые в землю и заваленные сверху 3—4-метровым слоем гранитных глыб, через щели своих бронированных колпаков со стальной броней до 30 сантиметров, многослойным огнем тяжелых пулеметов и противотанковой артиллерии должны были смести с лица земли все живое, пытавшееся приблизиться к ним.

События на советско-германском фронте помешали достроить линию. Удар Советской Армии опрокинул все укрепления противника. Линия была прорвана сразу в нескольких местах.

Только здесь, на месте, осматривая остатки дотов и надолб, можно представить себе, как враг старался остановить наступление Советской Армии.

Самый интересный для осмотра узел вражеской обороны находится на Верхне-Выборгском шоссе. От Ленинграда проще всего подъехать к нему на автомашине. На 65-м километре шоссе находится селение Первомайское. Высоты, на которых расположено селение, опоясаны рядами гранитных противотанковых надолб.

risunok120.jpg (14293 bytes)
Схема маршрута на реку Волочаевку и по местам боев.

Чтобы осмотреть разрушенные доты, надо проехать за Первомайское еще 3 километра и здесь, на 68-м километре, у первого после селения маленького мостика, проходящего через бетонированную траншею, остановить автомашину.

Если пройти влево от шоссе по тропинке, тянущейся вдоль траншей, то скоро среди чахлого леса из земли выступит хаотическая груда огромных кусков взорванного железобетона. Двух-трехметровые бетонные плиты лежат вперемежку с кусками гранита, опутанными проволокой. Это бывший дот “неприступной” линии. Перед ним тянутся, уходя вдаль, проволочные заграждения, гранитные надолбы.

С вершины дота, на которой одиноко растет пересаженная сюда для маскировки сосенка, видны другие разрушенные огневые точки.

Осмотрев район дотов, нужно вернуться обратно к шоссе и, проехав по нему немного дальше, остановиться на отдых на берегу озера Затишье, лежащего вправо от шоссе. Отсюда можно сделать интересную прогулку в северном направлении по лесным дорожкам, выводящим на озера Подгорное, Малое Подгорное и Червонное.

Здесь осенью очень много грибов, брусники, черники.

Пешком или на велосипедах в этот район лучше всего добираться от станции Рощино, от которой до селения Первомайского по шоссе, идущему на север, 17 километров.

Пешеходную прогулку в этот район можно совершить только при условии ночлега у озер.

Можно также, доехав до станции Рощино электропоездом, проехать до Первомайского автобусом и после осмотра дотов тем же путем вернуться обратно.

К РЕКЕ ВОЛОЧАЕВКЕ

Волочаевка — обычная лесная речка. Начало она берет в маленьком безымянном озерце и после долгих петляний среди дремучего леса, лишь изредка выбегая на луга да на лесные полянки, вырывается на широкую заболоченную долину, чтобы вскоре закончить свой путь в водах узкого и длинного Правдинского озера.

Река Волочаевка.

Но есть на этой речке одно место незабываемой красоты. Примерно на середине своего пути река Волочаевка перед самым выходом в широкую долину прорезает ряд высоких песчаных гряд — озов. Среди песчаных круч весело журчит она по каменистому руслу, блестит на солнце серебряной лентой. А кругом шумит лес. Глухо здесь. Рядом проходит дорога, но проезжают редко. Разве охотники, грибники да вездесущие туристы пробираются в эти места. Трудно попасть сюда пешеходу, а случайный прохожий с дороги и не заметит этого места, если не знает о нем.

На автомашине же в выходной день совсем несложно приехать в этот чудесный уголок. Всего 65 километров по Выборгскому шоссе до большого селения Первомайского, которое стоит на пересечении Выбортского шоссе и шоссе Рощино — Котово. Здесь надо свернуть вправо по Котовской дороге, уходящей на север. Вскоре дорога пройдет через небольшой мост. По сторонам его словно оскалились “Зубы дракона” — несколько рядов противотанковых железобетонных надолб, поставленных фашистами. Сейчас эти уже безвредные “зубы” стоят как памятник великой отваге, смелости советских людей.

Вскоре за мостиком дорога входит в селение Ольшаник, где надо повернуть влево, на Мичуринское. Путь пойдет вниз к берегу озера Чернявское, и, минуя его, дорога поднимется на небольшое возвышение, где стоит несколько домов селения Чернявского. Здесь можно остановить машину. За домами — мост через ручей, и от него через два километра — второй мост, уже через Волочаевку. Пройдя этот мост, с которого видна разрушенная плотина бывшей мельницы, надо повернуть влево на поляну и, отыскав тропинку, вьющуюся вдоль берега, пройти по ней около 100 метров.

Глубоко внизу видна лента реки. Песчаные обрывы обоих берегов окаймляют ее желтоватыми полосами, а над ними, куда ни кинь взор, холмы, поросшие могучими елями и соснами. Чем дальше от тропинки, тем прекраснее открывающиеся виды.

Но вот тропинка пошла круто вниз. У самой реки вьется она по узенькому гребешку и наконец втягивается в поросли ольшаника. Через несколько шагов тропа кончается на небольшой, укрытой со всех сторон полянке. Это место, ночлега туристских групп. Видны кострища, обложенные камнем, кучами сложен неиспользованный хворост, колышки для палаток. В стороне стоят принесенные кем-то ящики, заменяющие столы. Здесь приятно отдохнуть, вскипятить чай, помыться в протекающей рядом реке.

Если пройти немного вперед, то за маленьким ручейком, вытекающим из крохотного озерца, тропка снова взбирается на узкий песчаный гребень. Стоит пройти по ней вверх, чтобы вновь полюбоваться на Волочаевку.

Здесь много грибов и ягод. Особенно богаты эти места черникой, малиной, брусникой. В реке есть раки, водится форель.

Можно и пешком пройти сюда. Для этого лучше всего доехать до станции Рощино, от которой до Первомайского 17 километров и до моста через Волочаевку еще 8 километров.

От вокзала Рощина ходит рейсовый автобус, на котором и надо доехать до Первомайского. От Первомайского идти на Ольшаник и далее, как указано выше.

Туристы Ленинграда, любящие посещать этот уголок, обычно для прогулки сюда используют первомайские праздничные дни, оставаясь на ночлег на берегу Волочаевки.

На велосипедах легко совершить эту прогулку за один день. Нужно только выехать пораньше, сдав веломашины в багаж до Рощина или даже до Зеленогорска.

От Зеленогорска до Выборгского шоссе и по нему до Первомайского ехать 25 километров. Отсюда двигаться на Ольшаник и к Волочаевке.

При желании вернуться в Ленинград на велосипеде следует иметь в виду, что от Волочаевки до центра города по Выборгскому шоссе 74 километра. Шоссе асфальтировано.

В РАЙОНЕ НАХИМОВСКОГО ОЗЕРА

Здесь нет никаких особых исторических достопримечательностей, но типичная для нашего севера природа щедро собрала на небольшом участке все, что нужно для хорошего отдыха: камовые холмы, узкие гряды озов, маленькие и большие озера с уютными песчаными пляжиками, хвойный лес, вересковые заросли. Поэтому и любят эти места туристы, и недаром всегда полна народом выстроенная в 1965 году на самом берегу Нахимовского озера новая туристская база. Эта база и является исходной точкой для прогулок в этом районе.

Доехать до Нахимовской туристской базы можно различными путями. Наиболее просто — это в Рощино, куда доставляет туристов электропоезд, сесть на автобус 423, идущий в Цвелодубово. Автобусы отходят с интервалом примерно в полчаса и курсируют приблизительно с 7 до 19 часов. Прямая дорога пересекает заречную часть поселка, выходит на поля и скоро углубляется в лес. Не доходя немного до Нахимовского озера, автобус сворачивает вправо. С этого места хорошо видно Нахимовское озеро, почти 18-километровой узкой полосой протянувшееся на северо-восток. Как и большинство озер Карельского перешейка, оно образовалось а выпаханных древним ледником котловинах.

Вот и остановка “Нахимовская турбаза”. Сюда от Рощина всего 15 километров, полчаса езды.

От остановки видна входная арка турбазы. Здесь следует сходить, выйти к бону базы, полюбоваться Нахимовским озером, а затем вернуться на шоссе и отправиться на прогулку к лесным озерам.

Чтобы наиболее полно познакомиться с этим чудесным уголком, советуем пройти по лесной дороге, начинающейся почти прямо от остановки автобуса до места, где вправо от дороги станут видны безлесные высокие холмы. Это “Лысые горы”. С самого высокого холма открывается вид на всю окружающую местность. На высоте видны дома поселка Первомайского, на севере сквозь густые леса при хорошей погоде проглядывается синева больших озер.

“Лысые горы” в направлении на восток переходят в озы (длинные гряды), покрытые хвойным лесом. Сюда и следует направиться.

Если, двигаясь по озам, придерживаться все того же направления на юго-восток, то скоро покажется красивый северный берег озера Щукино. Это одно из самых красивых озер района.


Схема маршрутов в районе Нахимовского озера.

От озера Щукино возвращаться к турбазе лучше, всего по северному побережью озера Большое Рыбачье. Для этого от озера Щукино надо идти на запад через лес. Здесь много троп. К югу уклоняться не следует, так как там местность заболоченная. Пройдя северным берегом Большого Рыбачьего, надо найти лесную дорогу, уходящую к северо-западу, и по ней, минуя лежащее в котловине озеро Большое Марченково, самое красивое из всех местных озер, выйти на шоссе. Если нужно идти на туристскую базу, то по шоссе следует двигаться вправо, на север. Вся прогулка составит примерно 13—15 километров, 5—6 часов ходьбы. Ее можно сократить, если от озера Щукино направиться на юго-восток по имеющейся лесной дороге и, дойдя до проселочной дороги, повернуть по ней вправо. Вскоре будет шоссе, и автобусная остановка. При этом расстояние сократится до 11—12 километров. Можно также пройти озеро Большое Рыбачье и найти в самом его северо-западном конце лесную дорогу, по которой и направиться на юго-запад. Через полтора километра — шоссе. Поход по такому варианту составит всего 9—10 километров.

Очень хороши также прогулки в район цепочки озер, называемых “Ожерельем”. Для этого с “Лысых гор” надо взять направление на восток, и тогда через 6 километров (считая от турбазы) среди лесистых холмов откроются вытянутые цепочкой небольшие озера. Это и есть “Ожерелье”. Закончить эту прогулку можно либо возвращаясь к базе по дороге, проходящей севернее озер, и двигаясь по ней на запад, либо по дороге, пересекающей цепь озер, в направлении на юг. Последний путь несколько длиннее.

Особенно хорошо в этом районе зимой. Условия для лыжных прогулок здесь отличные. Умеренно крутые склоны, сравнительно редкий лес, наличие хорошо накатанной лыжни, проложенной туристами, проживающими на базе, делают этот район, несмотря на его относительную отдаленность, одним из любимых лыжниками Ленинграда мест.

Для провоза в автобусе лыжи обязательно должны быть зачехлены.

Автомобилисты могут приехать в район Нахимовского озера двумя путями: первый из них — по Приморскому шоссе на Зеленогорск, Рощино и далее на Цвелодубово, как указано выше; второй путь — по Верхне-Выборгскому шоссе до Первомайского и далее до 74-го километра, где повернуть налево на Цвелодубово. От поворота до базы 6 километров. Второй путь короче варианта через Зеленогорск.

ГОРЬКОВСКОЕ

Ж.-д. ст. в 65 км от Ленинграда

Название станции и расположенного близ нее поселка связано с пребыванием здесь в 1914—1917 годах великого пролетарского писателя М. Горького.

В поселке Нейвола накануне июльских событий 1917 года несколько дней отдыхал В. И. Ленин на даче В. Д. Бонч-Бруевича.

Тяжелые годы эмиграции, напряженная работа после возвращения из-за границы сказались на состоянии здоровья Владимира Ильича. Он чувствовал себя крайне утомленным; члены ЦК партии настаивали на отдыхе, и Владимир Ильич 29 июня 1917 года поехал на дачу Бонч-Бруевича в деревню Нейвола (ныне Горьковское). 4 июля Ленин возвратился в Петроград. Дом, где жил В. И. Ленин, не сохранился.

Лесная дорога, отходящая к западу от станции, ведет к большому селению Горьковское.

Примерно на полупути, от ограды поселковой школы, уходит в сторону красивая лесная тропа к санаторию “Сосновая поляна” и Петровской Корабельной роще (см. стр. 131).

Центр селения Горьковское расположен на высоком холме, с которого открывается чудесный вид на окрестности. Очень красиво Гладышевское озеро, примыкающее к поселку с северо-запада.

На холме, окруженном густым хвойным лесом, тянущимся до самого озера, сохранился дам, где жил М. Горький.

М. Горький приехал на станцию Мустамяки 31 декабря 1913 года, вернувшись на родину из длительной эмиграции. Поселился он в деревне, затерянной среди густых лесов, не только для лечения, но и потому, что ему угрожали правительственные репрессии. В России за писателем был установлен бдительный надзор. Даже в Мустамяках для наблюдения за Алексеем Максимовичем были специально прикомандированы два полицейских чиновника.

Первое время по приезде Горький жил на даче Е. Ф. Крит (сестра М. Андреевой) в бывшей деревне Кирьявала, недалеко от озера. Весной 1914 года он снял дачу-пансионат Горбик-Ланга в Мустамяках.

В первом этаже пансионата находилась большая комната, служившая столовой и гостиной, и несколько помещений меньшего размера. Слабо освещенная лестница с узкими скрипучими ступеньками вела из коридора наверх, в кабинет писателя и его спальню. Большую часть дня, а иногда и ночи Горький проводил в своем кабинете. “Ночью, когда в доме наступала тишина, — вспоминал один из гостей, — слышались раздававшиеся наверху размеренные шаги Горького. Горький не спал — думал, работал... Утром он сходил к завтраку молчаливый, сосредоточенный, углубленный в свои мысли, молча пил кефир, развернув газету, читал, курил, барабаня по столу пальцами, думал о чем-то своем и снова уходил в кабинет. И снова наверху раздавались глухие мерные шаги”.

Горького на даче неоднократно посещали деятели большевистской партии, видные представители русской культуры и искусства. В 1914 году в Мустамяки приезжали члены большевистской фракции Государственной думы А. Бадаев и Г. Петровский.

В Мустамяках состоялась первая встреча М. Горького с В. Маяковским, который летом 1915 года закончил работу над поэмой “Облако в штанах”. Маяковский увез на память об этой встрече книгу “Детство”, где на титульном листе было написано: “Без слов, от души Владимиру Владимировичу Маяковскому. М. Горький”.

Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разрушили дом-музей Горького, созданный в июле 1940 года на бывшей даче Крит, дача же Горбик-Ланга пострадала незначительно.

В 1953 году на фасаде здания, где сейчас помещается Горьковская школа (бывш. дача Горбик-Ланга), установлена мемориальная доска, напоминающая о пребывании здесь писателя.

В окрестностях станции Горьковское также жили великий русский сатирик М. Салтыков-Щедрин, описавший эти места в произведении “Мелочи жизни”, замечательный деятель русской медицины С. Боткин, выдающийся художник И. Крамской, поэт и баснописец Д. Бедный, видные деятели Коммунистической партии М. Ольминский, В. Бонч-Бруевич, Ф. Ленгник.

Немалый интерес для туриста представляет сегодняшний поселок, где находится отделение Горьковское совхоза “Поляны”. Здесь находится Рощинский государственный сортоиспытательный участок, где проходят испытания сорта сельскохозяйственных культур (зерновых и зернобобовых) и луго-пастбищных трав.

Большой животноводческий городок вырос в совхозе за последние годы. Широко применяется здесь механизация трудоемких работ. Недалеко от животноводческого городка сверкают на солнце многочисленные стеклянные рамы парникового хозяйства площадью 1000 квадратных метров.

Туристам следует побывать на Гладышевском озере. Окруженное густым хвойным лесом, оно имеет длину до 4 километров, ширину—до 2—3 километров и глубину до 24 метров.. В некоторых местах озера бьют холодные ключи. Старожилы показывают на озере “горьковские места”: “камень отдыха”, “рыболовный камень”, липовую аллею.

Чтобы попасть к озеру, нужно пройти поселок и за небольшим военным кладбищем повернуть по правой дороге направо.

Спустившись с холма (по азимуту 230), можно выйти к тому месту, где находилась дача Крит, а затем повернуть по дороге на юг — к мельнице, где бывал Алексей Максимович. Мельница построена в очень живописном месте, на порожистой речке Гладышевке, по которой можно пройти на байдарках. В километре отсюда по Средне-Выборгскому шоссе ходят автобусы до Ленинграда и Зеленогорска.

За мельницей расположен детский санаторий “Сосновая поляна”, также связанный автобусным движением с Зеленогорском. От санатория можно пройти по. живописной лесной дороге к Петровской Корабельной роще (1,5 километра) и к станции Рощино (5 километров).

НА СЕМИОЗЕРЬЕ

Есть такое место на Карельском перешейке, куда стремятся туристы всех видов — пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, а по осени тянутся и грибники. Это Семиозерье. Но на карте такого названия нет. Так назвал это место народ, и крепко прижилось оно, хотя иногда называют его и Голубые озера.

На автомашине, мотоцикле или велосипеде добраться сюда от Ленинграда несложно — по Приморскому шоссе, на Зеленогорск и далее до развилки у Черной речки. Отсюда по Средне-Выборгскому шоссе всего 18 километров до озера Гладышевского, которое останется вправо от шоссе (по движению), и вскоре по правой стороне среди холмов появятся лежащие в глубоких впадинах семь озер — Семиозерье — одно из самых красивых мест Ленинградской области.

Здесь отличный отдых, купание, ягоды, грибы, рыбалка. Живописные берега озер, поросшие лесом, изобилуют отличными местами для разбивки бивака.

Вода в озерах разнообразных голубоватых оттенков. Можно посидеть с удочкой — добыча будет.

Сложный холмистый рельеф привлекает сюда спортсменов-ориентировщиков. Здесь между большими озерами Гладышевским и Полянским часто проводятся соревнования туристов. Нередко эти места выбираются и для туристских слетов.

Пешеходам попадать сюда немного труднее. Лучше всего доехать электропоездом до станции Рощино и здесь пересесть на местный поезд на Выборг, которым и добраться до станции Каннельярви. Отсюда в направлении на юго-запад пройти полевыми дорогами и тропами до Средне-Выборгского шоссе в районе озера Полянского. Озера лежат на север от шоссе против Полянского.


Схема маршрута в район Семиозерья.

Обратно лучше всего двигаться на Рощино. Идти по шоссе не стоит. Лучше, пройдя все семь озер (на юго-восток), свернуть на восток и, дойдя до большого озера Гладышевского, обходить его слева по ходу, несколько в стороне от берега — он заболочен. Почти у конца озера надо перейти по имеющемуся мосту речку Великую и по полевой дороге дойти до поселка Горьковское. Один из домов, где проживал Алексей Максимович, сохранился до наших дней. Сейчас здесь находится школа.

В этом же районе недалеко от озера Гладышевского в 1917 году на даче В. Д. Бонч-Бруевича некоторое время жил В. И. Ленин.

От Горьковского надо идти к северу в поселок Войково, где свернуть на гравийную дорожку (на восток) и двигаться по ней до моста через речку Рощиику. Отсюда, если идти вдоль железнодорожного полотна, вправо, недалеко до станции Рощино.

Весь путь от Семиозерья до Рощина составляет около 25 километров. Такой переход доступен, конечно, только опытным туристам. Поэтому правильнее использовать автобус 499, идущий от Полян на Зеленогорск. Только заранее на остановке надо выяснить расписание, так как движение здесь редкое.

Можно построить маршрут и иначе. Доехать до Зеленогорска поездом, а затем до озера Полянского автобусом. После отдыха на озерах двигаться на станцию Каннельярви (в направлении на северо-восток). Лучше идти не по дорогам, а пробираться вдоль них по тропам. Здесь в изобилии растут грибы.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.