ВДОЛЬ ВОСТОЧНО-ВЫБОРГСКОГО ШОССЕ

Большой интерес для туриста представляют места, лежащие вдоль Восточно-Выборгского шоссе. Расстояние до Выборга по нему почти такое же, как и по Средне-Выборгскому шоссе — 146 км. Но Восточное шоссе проходит и более живописной местности, по цепи холмов, составляющих водораздел между бассейнами Финского залива и Ладожского озера. С вершин холмов открываются чудесные виды на леса и озера центральной части Карельского перешейка.

В районе Восточно-Выборгского шоссе много хороших мест для туристских походов выходного дня.

Многочисленными грунтовыми дорогами шоссе связано с другими транспортными магистралями, уходящими из Ленинграда па север Карельского перетопка. Это дает возможность, выехав из Ленинграда по Восточно-Выборгскому шоссе, вернуться в город по Приморскому или Приозерскому шоссе.

Восточно-Выборгское шоссе.

С 1960 г. по Восточно-Выборгскому шоссе организовано автобусное движение от Ленинграда до Выборга. Одновременно несколько местных линий связывают отдельные пункты, лежащие на шоссе, с берегом Финского залива и железной дорогой.

До станции Левашово Восточно-Выборгское шоссе идет параллельно железной дороге на расстоянии 0,5—1 км от него. Далее железная дорога и шоссе расходятся: первая уклоняется к западу, а вторая — к северу. В ряде мест расстояние между шоссе и железной дорогой достигает 12—16 км. Дороги снова встречаются только у самого Выборга за станцией Черкасово.

Описание населенных пунктов, лежащих от Ленинграда до Левашево, см. на стр. 148—156.

За железнодорожной станцией Левашево Восточно-Выборгское шоссе проходит через большие населенные пункты — Осиновая роща, Сертолово, Черная речка. Они застроены в значительной части многоэтажными домами городского типа и связаны регулярным автобусным движением с Парголовом.

На 23-м км от шоссе ответвляются: улучшенная дорога на станцию Горская (19 км) и шоссе на Приозерск (133 км).

На 30-м км Восточно-Выборгское шоссе пересекает Черную речку, начинающуюся из небольшого озера и впадающую в Сестрорецкий Разлив.

Дорога вдоль реки ведет к станции Песочная (4 км). По другой дороге можно пройти в противоположную сторону к очень живописному озеру искусственного происхождения — Меднозаводскому Разливу. Здесь в XVIII в. находился медеплавильный завод, для нужд которого была построена запруда на реке.

Далее, за поселком Черная речка, начинается сравнительно малонаселенная местность. Существовавшие здесь деревни были уничтожены во время войны. В последние годы большие участки вдоль Восточно-Выборгского шоссе отведены ленинградским садоводам.

Широкая панорама открывается со склона горы Мертути, расположенной рядом с остатками одноименного селения.

Ленинградские археологи обнаружили на склонах этой горы несколько стоянок первобытного человека.

СТАРЫЙ БЕЛООСТРОВ

40-й км. Восточно-Выборгского шоссе; авт. № 158 из Ленинграда.

На 40-м км от Ленинграда, где раньше находилось большое селение Старый Белоостров, почти целиком разрушенное в 1941—1944 гг., на юг ответвляется дорога к станции Белоостров (5 км).

В годы Великой Отечественной войны в районе Белоострова проходил передний край обороны Ленинграда. Здесь в сентябре 1941 г. воины 23-й армии Ленинградского фронта задержали фашистских захватчиков, пытавшихся прорваться к Ленинграду с севера.

Линия фронта пересекала шоссе по глубокому оврагу на 38-м км от Ленинграда. На крутых склонах по обе стороны оврага еще и теперь можно видеть остатки укреплений, полуразрушенные дзоты, линии надолб, заплывшие окопы и траншеи.

10 июня 1944 г., в первый день четвертого сокрушительного наступления советских войск, здесь был прорван фронт вражеской обороны.

За 3 года оккупации фашисты создали на Карельском перешейке три мощных линии (полосы) обороны.

Первая линия своим правым флангом упиралась в Финский залив севернее Сестрорецка, а левым — в Ладожское озеро у поселка Вапхаяама (Гравийное). Так как она сооружалась вблизи от переднего края обороны, ее укрепления состояли главным образом из линий траншей, усиленных дзотами. Полоса обороны была сильно насыщена огневыми средствами. Так, в первой траншее на каждый километр фронта враг имел в среднем до 80 площадок для станковых пулеметов и автоматов.

Вторая и третья траншеи этой линии насчитывали в среднем 10—12 дзотов на каждый километр фронта.

Фашисты создали систему минных полей шириной до 100—120 м, надолб, завалов, эскарпов и других инженерных сооружений.

В среднем на каждые 30 м фронта приходилось одно оборонительное сооружение.

В 20—30 км за первой линией враг построил главную, вторую, линию обороны. Она начиналась от южного берега озера Суходольского и тянулась до Финского залива через населенные пункты Сосново, Первомайское, Лебяжье, Серове и Молодежное.

Эту главную линию обороны общей протяженностью до 80 км захватчики хвастливо называли новой линией Маннергейма. Она состояла из огромных железобетонных дотов повышенной прочности, бетонированных траншей и была рассчитана на длительное сопротивление (см. стр. 195).

Братская могила воинов Советской Армии на 40-м километре Восточно-Выборгского шоссе.

Третьей полосой служила частично восстановленная и модернизированная линия Маннергейма (см. стр. 218). Как и первые две, она прикрывала все основные дороги, ведущие на Выборг, и проходила по рубежу озер Суходольское — Вуокса и далее через населенные пункты Солдатское и Высокое к берегу Финского залива.

Наконец, два мощных оборонительных обвода были созданы на ближних подступах к Выборгу.

По насыщенности инженерными сооружениями и огневыми средствами, использованию природных условий, фашистская оборона на Карельском перешейке занимала второе место среди гитлеровских укреплений, уступая по своей силе только Восточно-Прусскому оборонительному району.

Всю систему обороны фашисты называли Карельским валом и вместе с финскими реакционерами рассчитывали на ее неприступность.

К началу лета 1944 г. “вал” обороняло 9 пехотных дивизий. В ходе боев враг перебросил сюда еще несколько дивизий с других участков фронта.

Гитлеровцы не успели опомниться после разгрома в январе—феврале 1944 г, к западу от Ленинграда, как в начале июня им было нанесено новое поражение на берегах Ладожского озера.

Удар был осуществлен силами Ленинградского и Карельского фронтов при поддержке Краснознаменного Балтийского флота и имел своей целью освобождение оккупированной северной части территории Советского Союза, устранение непосредственной угрозы Ленинграду, выход Финляндии из гитлеровского военного блока.

Это четвертое наступление советских войск состояло из двух самостоятельных операций — Выборгской (на Карельском перешейке) с 10 июня и Петрозаводской (на Олонецком перешейке) с 20 июня 1944 г.

Главный удар при прорыве первой линии вражеской обороны наносился по обе стороны Восточно-Выборгского шоссе в районе Старого Болоострова.

На этом направлении войска Ленинградского фронта имели превосходство над врагом по артиллерии в 3 раза, а по авиации в 4 раза.

Артиллерийское наступление началось 9 июня 1944 года.

Внезапный, исключительный по своей мощности огневой налет причинил застигнутому врасплох противнику огромные потери в живой силе и технике. После этого огонь был перенесен на вражеские фортификационные сооружения.

К исходу дня у противника было выведено из строя подавляющее большинство опорных пунктов. Только одно артиллерийское соединение за 7 часов разрушило 132 вражеских дзота и дота.

Утром 10 июня снова заговорила советская артиллерия, добившая остатки взломанной накануне системы укреплений. В то же время не менее сильные удары наносила авиация.

Артиллерийская подготовка была завершена мощным пятиминутным налетом всех огневых средств на первую траншею. Затем по сигналу командования артиллерия перенесла огонь на тылы противника, а пехота стремительно бросилась в атаку.

В центре, на самом ответственном участке Восточно-Выборгского шоссе, в направлении на Первомайское действовал 30-й гвардейский корпус генерала Н. П. Симоняка.

Как сообщала в те дни газета “Ленинградская правда”, “тон всему наступлению задали доблестные гвардейцы генерала Симоняка... Прозвучал сигнал атаки, и дремотные воды реки Сестры забурлили под сотнями самодельных плотов, под руками бойцов, пересекавших ее вплавь. По наведенным понтонным мостам двинулись танки и артиллерия”. В первые часы наступления гвардейский корпус, прорвав первую полосу обороны противника в районе Старого Белоострова, продвинулся с боями на 12 км.

На следующий день в приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что войска Ленинградского фронта прорвали сильно укрепленную, развитую в глубину, долговременную оборону врага. В ознаменование одержанной победы 30-й гвардейский корпус получил почетное наименование “Ленинградского”, а командующему Ленинградским фронтом тов. Л. А. Говорову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

На 4-й день наступления советские войска прорвали и вторую линию обороны фашистов, а 20 июня штурмом взяли Выборг (см. стр. 196, 228).

11-дневная Выборгская операция была одной из замечательных побед советского оружия в Великой Отечественной войне. Она показала превосходство советской военной техники, массовый героизм солдат и офицеров.

Остатки фашистских укреплений у Старого Белоострова стали своеобразным памятником боевой славы советских воинов. На бывшем переднем крае обороны ныне установлен монумент в память о погибших воинах Ленинградского фронта.

СИМАГИНО

51—53-й км Восточно-Выборгского шоссе; авт. № 158 из Ленинграда.

На 51-м км дорога спускается в большую ложбину, где течет Сестра — одна из самых интересных рек Карельского перешейка (см. стр. 161). По ней с 1918 по 1939 гг. проходила советско-финская граница.

На высоком правом берегу реки расположено небольшое селение, названное в честь героя Отечественной войны сержанта Симагина, погибшего близ села в 1944 г. Здесь, влево от Восточно-Выборгского шоссе, отходит хорошая дорога к станции Репино и поселку Ленинское.

ЛЕНИНСКОЕ

5 км от ж.-д. ст. Репино; 4 км от 53-го км Восточно-Выборгского шоссе; грузотакси от ст. Репино.

Селение Ленинское протянулось более чем на 2 км по высокому правому берегу реки Сестры. Это одно из больших отделений совхоза “Кирилловский”. В 1950 г. сюда были свезены дома из 40 хуторов, расположенных в радиусе 30 км от деревни.

С помощью государства и шефов — рабочих ленинградских предприятий — на крутом берегу роки были построены многочисленные сооружения животноводческого городка и теплично-парникового комбината. В совхозе разбит большой плодово-ягодный сад.

Свое современное название небольшое селение Хаапала получило потому, что на территории местного сельсовета в Ялкала (теперь Ильичево) скрывался от преследования буржуазного Временного правительства В. И. Ленин.

В 1907 г. в Хаапала находилась конспиративная инструкторская партийная школа и подпольная лаборатория по изготовлению бомб. Руководителями школы-лаборатории, созданной Петербургским комитетом большевиков и феврале 1907 г., были Александр Чесский и Альфред Нейман. Они обучали около 30 питерских и латвийских рабочих изготовлять взрывчатые вещества, необходимые для вооруженного восстания.

Занятия в школе продолжались с 9 часов утра до 11 часов вечера с небольшими перерывами на обед и отдых. Сон на полу и на соломе, чай и обед из супа и каши — таковы были условия жизни в нелегальной школе.

Для получения консультаций по изготовлению взрывчатых веществ сюда приезжали многие партийные работники, в том числе видный деятель Коммунистической партии Артем (Ф. А. Сергеев).

В начале мая 1907 г. в число слушателей пробрался провокатор, а 16 мая работники школы были арестованы. Царское правительство жестоко расправилось с ними — 2 человека были приговорены к смертной казни, а остальные к различным срокам тюремного заключения.

Окрестности Ленинского, особенно к северу от деревни, чрезвычайно живописны. Сразу за северной окраиной, где в сосновом лесу находится большой животноводческий городок, шоссе проходит по высокому и узкому озовому холму, напоминающему громадную железнодорожную насыпь. Озы достигают в этом районе высоты 45—50 м.

Глубоко в речной долине, причудливо извиваясь и образуя многочисленные меандры и старицы, течет река Сестра, узкая и быстрая в этом месте. Спуск к реке очень крут.

С обрыва открывается прекрасный вид на долину реки, покрытые лесом холмы на противоположном берегу, где узкой лентой вьется Восточно-Выборгское шоссе. Если спуститься с обрыва к нижней речной террасе, можно найти немало удобных для купания и отдыха мест.

Леса вокруг богаты ягодами и грибами.

Возвращаться из Ленинского в Ленинград можно по дороге на железнодорожную станцию Репине, и далее — на Приморское шоссе.

Лесная дорога на запад от центра селения ведет к шоссе Зеленогорок — Ильичево. Свернув на юг с лесной дороги (сразу же за мостом через небольшой ручеек), можно по тропе попасть к Щучьему озеру и на станцию Комарове. Наконец, переправившись вброд через реку Сестру и пройдя дальше, примерно 800 м по азимуту 45°, можно выйти на 49-й км Восточно-Выборгского шоссе.

В нескольких сотнях метров от поворота на Репино, плево от Восточно-Выборгского шоссе, уходит еще одна дорога. Через 4 км она пересекает благоустроенное шоссе, идущее от Зеленогорска к 57-му км Восточно-Выборгского шоссе. Летом по этому шоссе ходит автобус № 115 из Зеленогорска.

Свернув здесь влево, можно попасть к озеру Красавица в Ильичево (см. стр. 60).

ПЕРВОМАЙСКОЕ

65—68-й км Восточно-Выборгского шоссе; авт. № 158 из Ленинграда, авт. из Рощина.

На 65-м км Восточно-Выборгское шоссе проходит у подножия высокого округлого холма. Такой же холм находится на противоположной стороне шоссе на расстоянии 1,5 км от него. В седловине между ними раскинулся большой населенный пункт Рощинского района — Первомайское.

Селение расположено на пересечении Восточно-Выборгского шоссе и дороги, ведущей от поселка Молодежное (да берегу Финского залива) к поселку Гравийное (на берегу Ладожского озера). Это одно из самых древних поселений района, известное в прошлом под карельским названием Кивенапа (Каменный центр).

В шведских источниках говорится, что в 1452 г. на холме в центре селения находился каменный замок. В 1556 г. он был полностью разрушен войсками воевод Шереметьева и Палецкого.

В 1706 г. во время первого похода петровских войск к Выборгу русские солдаты овладели сооруженными здесь шведами полевыми укреплениями (шанцами).

В поселке Первомайское.

В начале XX в. Кивенапа представляла собой довольно большое село — административный центр округа (прихода). В 1909 г. здесь, в бедной крестьянской семье, родился известный советский писатель Эльмар Грин, автор многих книг о людях современной Финляндии.

В годы Великой Отечественной войны Кивенапа была превращена оккупантами в узел сопротивления, прикрывавший подступы ко второй линии фашистской обороны на Карельском перешейке. На первой высоте у въезда в село было построено несколько дотов, шоссе заминировано, поля перегорожены надолбами; остатки их можно видеть и теперь.

Советские войска подошли к этому месту 12 июня 1944 г.

Под огнем противника отважные саперы разминировали шоссе. Двигаясь мелкими группами, пехотинцы обошли высоту справа по лесу, а артиллеристы произвели на нее кратковременный, но мощный налет. Под прикрытием огня к подножию высоты прорвались танки. Не давая врагу опомниться, на броне танков, вслед за бегущими солдатами врага, ночью в селение ворвались и советские гвардейцы. В ходе ожесточенных боев селение было полностью разрушено.

Нынешний благоустроенный поселок построен заново после войны. Здесь теперь центральная усадьба совхоза “Кирилловский”. Первомайское связано регулярным автобусным движением с районным центром Рощино, находящимся отсюда в 16 км. Другая дорога ведет к Ладожскому озеру через селения Мичуринское и Сосново (см. стр. 302, 294).

За Первомайским, на 69-м км, шоссе пересекают остатки второй полосы обороны (пресловутой новой линии Маннергейма), созданной финскими реакционными правителями и их гитлеровскими союзниками в годы Великой Отечественной войны.

Эта линия, проходившая от берега Ладожского озера до Финского залива, имела в длину 76 км при глубине до 8 км. В 50 м от переднего края были сооружены ряды гранитных надолб, укрытые в глубоких рвах. Затем следовали 3—4 линии траншей в полный рост, обшитые толстыми жердями и перекрытые бревнами в три-четыре ряда. В районе Первомайского траншеи были сделаны из железобетона толщиной до 0,5 м. Через каждые 4—8 м в траншеях находились пулеметные и стрелковые дворики.

За линией траншей располагались бревенчатые или бетонированные пехотные укрытия. В некоторых местах здесь же в траншеях стояли бронеколпаки для пулеметов.

В среднем на каждый километр приходилось по 15—16 дотов. Мощные, железобетонные долговременные огневые точки имели стенки до 2—2,5 м и, кроме того, были укрыты сверху полутораметровой подушкой из гранита. Доты были соединены между собой бетонированными траншеями и подземными переходами. Общее количество их доходило до 1200.

Развалины дота на 66-м километре Восточно-Выборгского шоссе.

Эта мощная линия обороны, на которую фашисты возлагали столько надежд, была прорвана доблестными частями Ленинградского фронта 14—15 июня 1944 г. за 16 часов.

Так как в первые дни наступления главный удар наносился в районе Восточно-Выборгского шоссе, фашистское командование перебросило туда свои резервы, чтобы оказать упорное сопротивление. Однако советское командование, введя врага в заблуждение, применило умелый обходный маневр.

Всего лишь за сутки главные силы Советской Армии по шоссе, отходящему к юго-западу от Кивенапы, были переброшены в район между берегом Финского залива и селением Лебяжье (Кутерселька) и 14 июня прорвали там фронт второй линии обороны врага. Укрепления Кивенапы оказались под угрозой окружения и были легко взяты советскими войсками. Прорвав вторую линию фашистских укреплений, советские войска грозным потоком устремились к третьей линии обороны врага, находившейся примерно в 40 км от второй. Остатки этой линии сохранились на 108-м км шоссе.

18 июня советские войска прорвали и эту линию, вышли к Выборгу и 20 июня взяли его штурмом. Таким образом, весь путь от реки Сестры до Выборга, протяженностью более 100 км с тремя линиями вражеской обороны, войска Ленинградского фронта преодолели за 11 дней.

Разбитые укрепления линии Маннергейма близ Выборга.

В 1939—1940 гг. на преодоление такого же расстояния войскам Северо-западного фронта потребовалось 3 месяца и 12 дней.

Стремительный темп наступления советских войск в Выборгской операции свидетельствовал о возросшей мощи Советских Вооруженных Сил, о мастерстве полководцев.

Одновременно с войсками Ленинградского фронта перешли в наступление и части Карельского фронта, прорвавшие вражескую оборону на реке Свирь и овладевшие Петрозаводском.

В результате этой замечательной победы были освобождены от врага северо-западная часть Ленинградской области и Карельская АССР, а Финляндия вынуждена была выйти из войны, признав себя побежденной. Это привело к крушению реакционной политики и к победе “линии Паасикиви — Кекконена”, направленной на развитие добрососедских отношений с СССР.

Остатки вражеских укреплений под Первомайским — своеобразный памятник героическим подвигам советских воинов в Великой Отечественной войне.

За Первомайским шоссе проходит по сравнительно малонаселенной местности: большинство поселков находится в стороне от дороги. На 71-м км у двух небольших озер вправо от шоссе можно сделать короткий привал.

ЧЕРНЯВСКОЕ

5 км от 66-го км Восточно-Выборгского шоссе; авт. из Рощина.

Селение Чернявском расположено на высоком холме, на берегу небольшого, но красивого озера. До революции это селение, носившее название Ахи-ярви, принадлежало выдающемуся ученому-ветеринару М. А. Игнатьеву. Его сын Александр, родившийся здесь в 1879 г., был одним из преданных и самоотверженных деятелей большевистской партии.

В 1903—1905 гг. по поручению Центрального Комитета партии в Россию через Карельский перешеек была организована доставка газеты “Искра” и другой партийной литературы. Ящики с нелегальной литературой присылались из-за границы на одну из железнодорожных станций Карельского перешейка и через усадьбу “Ахи-ярви” с помощью А. М. Игнатьева и рабочих Сестрорецкого завода переправлялись в Петербург.

Позднее, в годы первой русской революции, по предложению В. И. Ленина через “Ахи-ярви” была организована тайная транспортировка в Россию оружия, закупленного за границей. Здесь же группа членов боевой организации при ЦК партии изготовляла взрывчатые вещества.

Оружие, нелегальная литература и часть партийных документов, укрытые в подземных тайниках “Ахи-ярви” в 1907 г., были использованы красногвардейцами в период Октябрьского вооруженного восстания.

В 1934 г. работавшая здесь специальная комиссия Института истории партии обнаружила тайники с партийной литературой и документами, часть которых хранится ныне в Музее революции в Москве.

Будучи торговым представителем СССР в Финляндии в 20-х гг., А. М. Игнатьев продал “Ахи-ярви”, чтобы получить средства для работы над изобретением самозатачивающегося резца. Очень скромный человек, он не хотел обременять молодое Советское государство лишними расходами.

Изобретенный Игнатьевым самозатачивающийся резец получил высокую оценку наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе и успешно применялся на производстве до появления более совершенных инструментов. В. И. Ленин лично знал и высоко ценил скромного и самоотверженного бойца партии А. М. Игнатьева, а Н. К. Крупская очень тепло отзывалась о нем в своих воспоминаниях.

Жизни Игнатьева посвящен роман советского писателя В. 3. Апресяна “Время не ждет”.

В бывшем имении Игнатьева до наших дней сохранился только фундамент дома и несколько старых лип. Ныне здесь вырос новый поселок совхоза “Кирилловский”.

ВОЛОЧАЕВКА

9 км от 66-го км Восточно-Выборгского шоссе; авт. из Рощина.

От Выборгского шоссе к Приозерскому ведут несколько дорог. Самая интересная и живописная из них проходит через долину реки Волочаевки. Если идти от Первомайского в сторону Приозерского шоссе, то через 9 км дорога приведет к мосту через реку Волочаевку. Под мостом — плотина бывшей мельницы.

Эта своеобразная и очень “энергичная” река начинается в большом болоте северо-западнее Лемболово и впадает с юга в Правдинское озеро. В среднем и нижнем течении она образует несколько каньонообразных ущелий. Одно из них находится в 1,5 км от моста.

Река Волочаевка

Берега Волочаевки очень красивы. Глубоко внизу видна гремящая и петляющая по каменистому руслу река. Песчаные обрывы окаймляют ее желтоватыми полосами. С обеих сторон к реке подступает могучий хвойный лес.

По малозаметной тропке, ведущей от моста вниз по реке, можно попасть в популярную среди туристов “Зеленую гостиницу”. Она находится на небольшой, укрытой со всех сторон полянке между высокими холмами правого берега. Здесь всегда кострища обложены камнем, кучками сложены приготовленный заранее хворост и колышки для палаток. В стороне установлен большой шалаш и заменяющие столы ящики. Среди туристов Ленинграда стало традицией, что каждая группа, уходя с этого бивака, готовит всё для ночлега следующей группы.

Вокруг много грибов, ягод, а в реке ловятся раки и форель.

ЦВЕЛОДУБОВО

7 км от 74-го км Восточно-Выборгского шоссе и 4 км от 78-го км того же глоссе.

На 74-м км от Восточно-Выборгского шоссе вправо ответвляется хорошая дорога. Она пересекает деревни Марченково, железнодорожную станцию Победа (Каннельярви) и вливается в Средне-Выборгское шоссе у большого населенного пункта Поляны (см. стр. 213).

Озеро Нахимовское.

По этой дороге можно попасть в селение Цвелодубово, которое является отделением совхоза “Ударник”. Так же, как и соседние населенные пункты Марченково и Чубрино, Цвелодубово получило название в память о героических подвигах трех советских воинов, погибших здесь в феврале 1940 г. Герои похоронены в деревне Цвелодубово.

На высоком берегу Нахимовского озера за последние годы возник животноводческий городок: новые фермы для крупного рогатого скота, свинарник, силосные башни, насосная станция, водонапорная башня и др.

Поселок Цвелодубово

Гордость совхоза — новый скотный двор, который шефы-метростроевцы сумели соорудить без единого опорного столба внутри помещения, что чрезвычайно удобно для ухода за животными.

Изменился и культурный облик Цвелодубова: построены клуб, библиотека, фонды которой собраны из запасников Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. В центре селения разбит красивый сквер.

В двухэтажном доме на берегу озера размещается один из детских домов Леноблоно. На противоположном берегу озера хорошо видны постройки крупнейшего звероводческого хозяйства “Пушное” (см. стр. 178).

На 78-м км шоссе пересекает ручей Луговой, впадающий в 4 км к востоку в красивое озеро Волочаевское. Далее следует большой плавный спуск в низину, где расположено селение Подгорье (84-й км шоссе).

На 91-м км влево ответвляется дорога (12 км) к железнодорожной станции Кирилловское. За развилкой расположено живописное озеро Вишневское. Почти на 2 км между берегом озера и шоссе протянулось старинное русское село Красносельское (см. стр. 401).

ОЗЕРО ГЛУБОКОЕ

91—112-й км Восточно-Выборгского шоссе.

На протяжении 18 км от Красносельского до поворота к станции Лейпясуо шоссе идет вдоль озера Глубокое — одного из самых больших на Карельском перешейке. От шоссе до озера — 2—3 км. Площадь его достигает 20 кв. км. Как и многие другие водоемы Карельского перешейка, озеро Глубокое относится к бассейну реки Вуоксы и соединяется с ним узкой протокой через озера Охотничье и Большое Раковое.

Озеро Глубокое, расположенное среди чудесных хвойных лесов, любимое пристанище ленинградских охотников и рыболовов. Здесь уже несколько лет проводятся традиционные городские соревнования рыболовов. Глубокое и Большое Раковое озера славятся обилием водоплавающей птицы. На этих водоемах пересекаются два пути сезонных перелетов птиц: черноморский (идущий с севера на юг) и Балтийский (с северо-востока на юго-запад). Некоторые птицы (кряковая утка, лебедь-кликун, изредка — серый гусь) даже зимуют на этих озерах.

У небольшого поселка Огоньки, где шоссе пересекает протоку, связывающую озера Глубокое и Охотничье, находятся остатки старинного редута XVIII в. Сувек-шанц. Он был построен по плану Петра I для защиты от врага основных коммуникаций между Выборгом и Петербургом. Такие же редуты сохранились у станции Лосево (на южном берегу Вуоксы), на реке Бурной и севернее Приозерска.

Через озеро Глубокое в военные годы проходила линия Маннергейма (см. стр. 218). Почти вплотную подступают к берегам линии полуразрушенных траншей и противотанковых рвов, проволочных ограждений и надолб, серые коробки бетонированных дотов. Такие укрепления сохранились на большом острове в северной части озера и на 108-м км шоссе.

На восточном берегу озера до революции находилась дача известного русского деятеля медицины профессора Турнера, разрушенная в годы войны.

Обойдя озеро Глубокое с севера, участники туристского похода выходного дня могут закончить его на небольшой станции Лейпясуо (см. стр. 181). Дорога к этой станции ведет от 114-го км Восточно-Выборгского шоссе.

Обогнув с севера озеро Глубокое, Восточно-Выборгское шоссе на 113-м км за селением Стрельцово вступает на территорию Выборгского района.

Шоссе проходит в густом хвойном лесу, кое-где заболоченном, в стороне от населенных пунктов.

На 124-м км шоссе минует Гавриловское озеро, а на 129-м км порожистую и быструю реку Перовку. На 135-м км вправо от шоссе уходит дорога к поселку Перово.

В районе большого поселка Черкасове (см. стр. 182) шоссе пересекает железную дорогу на Выборг и вскоре вливается в Средне-Выборгское шоссе.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Карельский Перешеек

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.