В ГЛУБЬ ВЕКОВ

Архитектурно-археологические памятники Казахстана рассредоточены на огромной территории республики, особенно много их в южном Казахстане. Здесь описан маршрут в пределах Джамбульской и Чимкентской областей. Он рассчитан на группу, путешествующую на велосипедах. Общая протяженность этого путешествия 768— 800 км.

Начальный пункт маршрута — областной центр Джамбул (до 1938 года—Аулие-Ата), куда можно добраться поездом или самолетом. В Джамбуле рекомендуется осмотреть ГРЭС-ТЭЦ мощностью 1960 тысяч киловатт, работающую на природном бухарском газе, а также самый мощный в мире завод двойного суперфосфата, рассчитанный на производство удобрений для полей южного Казахстана и соседнего Узбекистана. Чтобы познакомиться с прошлым Джамбула, надо посетить раскопки древнего Тараза (города, существовавшего на этом месте с VI по XIII век), мавзолей Аулие-Ата Карахана—основателя династии Караханидов, краеведческий музей.

Из Джамбула можно совершить поездку к уникальному археологическому памятнику Ахырташ. В 40 км от города на восток есть станция Ак-Чулак. В 7—8 км к югу от нее находится Ахырташ. По всем данным, это только начало грандиозной стройки: фундамент и первые ряды циклопической кладки. Глыбы отесанного камня достигают 1,5 и 3 м. Здание должно было насчитывать около 100 комнат с очень сложным расположением. В нем начата кладка 28 исполинских колонн. Объем площади застройки около 4 га. Руины особенно отчетливо видны с ближайшего холма.

Тайна Ахырташа до сих пор не раскрыта. Неизвестно, кто его строил, когда и для чего, почему строительство было прекращено в начальной стадии. Письменные источники указывают, что в начале XIII века Ахырташ уже был легендой. Одни ученые утверждали, что строился буддийский монастырь, другие—что несторианский.

Ночлег в районе Ахырташа устраиваем в 1,5—2 км от развалин, у воды. Обратный путь в Джамбул (51 км) идет через поселок Акжар.

От Джамбула едем на запад, в село Головочевку (18 км). От центра села асфальтированное шоссе ведет к рощице на холме. Среди деревьев мавзолеи, посвященные женщинам,—Бабаджи-хатун и Айши-биби.

Мавзолей Бабаджи-хатун более древний (X век). К сожалению, не совсем грамотная реставрация, проведенная в 50-х годах, лишила его характерных черт. Второй мавзолей—Айши-биби (XI—XII века) в настоящее время заключен в стеклянный футляр и взят на учет ЮНЕСКО ООН. Мавзолей облицован резными терракотовыми плитками и может быть сравним лишь с таким мировым шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре.

Из Головочевки направляемся в село Чулаккурган, центр Сузакского района Чимкентской области. Там в урочище Карасун расположена северная группа памятников древности. От Головочевки до Чулаккургана 262 км, которые в зависимости от местных условий можно разбить на пять переходов. Первый ночлег в полевых условиях рекомендуется устроить на берегу озера Бийжкюль, расположенного в 52 км от Головочевки.Узоры орнамента мавзолея Айши-биби (XI—XII века) и сейчас восхищают людей

От озера до города Каратау—центра добычи фосфатных руд—41 км, а от Каратау до центра вновь открытых богатейших залежей фосфатов Жанатаса—75 км. От Жанатаса до села Байкадам—центра Сарысуйского района Чимкентской области—всего 27 км. В этот день группа немного отдохнет после длительного перехода предыдущего дня. От Байкадама до Чулаккургана—67 км.

Рядом с селом находится городище Карасун, которое намечено Академией наук Казахстана к первоочередным раскопкам. Здесь следует остановиться на ночлег и осмотреть городище. От Чулаккургана до города Кентау через рудник Ачисай —84 км. Рудник Ачисай — основной поставщик свинцовой руды на Чимкентский свинцовый завод им. М. И. Калинина. Отсюда в годы Великой Отечественной войны черпалось 90% свинца, шедшего на пули, которыми били на всех фронтах фашистскую нечисть.

После ночлега в Кентау или его окрестностях едем в Туркестан (23 км). Еще за десяток километров от города видны среди раскинувшихся степей блестящие голубые купола мечети хаджи Ахмета. В Туркестане можно остановиться в гостинице или разбить бивуак на берегу канала, чуть выше города.

В течение многих веков, до 1868 года, этот город назывался Яса. Название Туркестан он получил после присоединения края к России. Мечеть хаджи Ахмета—памятник архитектуры средневековья, имеющий мировую известность. Мечеть была сооружена над могилой почитаемого местными жителями «святого» из кишлака Яса, жившего здесь в XII веке. Полное его имя—хаджа (совершивший паломничество в Мекку) Ахмет Ясави, т. е. из Ясы. Когда край был завоеван Тимуром, последний приказал на могиле хаджи Ахмета соорудить мечеть. Тимур считал, что она будет внушать степнякам-кочевникам мысль о величии аллаха, в то же время Тимур льстил местным феодалам, воздавая почести их «святому».

В 1397 году началось сооружение грандиозного комплекса, состоявшего из усыпальницы, гостевого зала, мечети и служебных помещений. Стройка длилась 8 лет. После смерти Тимура и начала усобицы между его наследниками величайшее сооружение осталось недостроенным: не были закончены отделочные работы, в частности художественное оформление задней и боковых стен. Но мечеть как архитектурное сооружение производит впечатление и сегодня.

О технологии строительства, деталях интерьера, огромном котле, светильниках из усыпальницы, знаменах Тимура (все предметы хранятся в Эрмитаже), об отдельных помещениях вам расскажут хранители мечети-музея. Мечеть находится под охраной государства и в значительной степени реставрирована. Интересно осмотреть и сам городок, вмещающийся в периметр валов — остатков древней крепостной стены.

Следующий этап путешествия — город Отрар. Собственно говоря, никакого города нет, есть Отрар-тюбе, т. е. холмы Отрара, городище, оставшееся от некогда цветущего города. Первое упоминание об Отраре в письменных источниках находят в IX веке нашей эры, но люди населяли это место намного раньше. Жил здесь известный философ Х века Абу-Наср Мухаммед бен Мухаммед Тархан аль Фараби (предполагают, что Фараби—арабское название Отрара). Абу-Наср по разносторонности своих интересов был настоящим энциклопедистом: философ, поэт, композитор, лингвист, математик, врач, агроном, ботаник, автор трактатов по перечисленным отраслям наук. Современники называли его Вторым учителем, считая первым учителем всех ученых Аристотеля.

В 1219—1220 годах после пятимесячной осады, в результате предательства хорезмского полководца Карача Хаджиба, город был взят Чингисханом, разграблен, сожжен и разрушен до основания. В 1405 году здесь умер Тимур. В результате бесконечных междоусобных войн, находясь между землями оседлых народов Узбекистана и Хорезма и землями степных кочевников, Отрар неоднократно разрушался. В XVIII веке, когда Сырдарья нашла себе новое русло в стороне от Отрара, последние его жители переселились в плодородные оазисы. От города остались лишь развалины. Сейчас казахские археологи ведут здесь раскопки. Бродя по развалинам, мысленно представьте себе, как в XIII веке в Отраре кипела жизнь. Город и прилегавший к нему оазис орошались многочисленными каналами. Украшением города были дворцы, мечети, медресе. В центре возвышалась цитадель, ее окружал Шахристан—кремль. Затем шли пригороды, населенные ремесленниками, далее располагались поместья знати.

Город жил полнокровной жизнью. Стоял он на «Великом шелковом пути». Сюда шли караваны с товарами из Ирана, Индии, Китая, Византии и Кавказа. «Трудно было найти в Средней Азии более выгодное и в то же время более невыгодное место для большого города,— писал археолог А. Бернштам.—Все феодалы Передней и Средней Азии зарились на него».

Одной из достопримечательностей Отрара была библиотека, насчитывавшая до 33 000 «единиц хранения», начиная с вавилонских глиняных табличек и египетских папирусных свитков и кончая учеными трактатами аль Фараби. Многочисленные свидетельства современников говорят о том, что библиотека Отрара по богатству собрания рукописей не уступала самым знаменитым библиотекам того времени—Александрийской и Карфагенской. Подробно описана гибель Отрара, но в этих описаниях нет упоминания о судьбе библиотеки. Существуют предания, что во время осады она была либо вынесена тайным подземным ходом за стены города, либо спрятана в лабиринте этих ходов. Насколько правдивы эти версии, покажет будущее.

В центре городища — высокий холм. Это остатки цитадели, которую до последнего вздоха защищал наместник Отрара Кайрхан. Площадь всего городища настолько велика, что проще ехать на велосипедах. Можно попросить археологов рассказать о своей работе. В качестве сувенира, с разрешения археологов, из Отрара можно увезти кое-какой «подъемный материал», например кусочки керамики.

В 10 км от руин Отрара районный центр Шаульдер. Около него можно разбить лагерь прямо на берегу Арыси или Сырдарьи. Места здесь интересные. Путешествие подходит к концу; можно позволить себе небольшой отдых: искупаться, порыбачить, просто побродить. От Шаульдера до Чимкента 153 км. Путь рекомендуем разбить на два перехода: первый—от места бивуака возле Шаульдера до Красного моста (всего 87 км, из них 60 км по уже знакомой дороге, которой прошли по пути в Отрар; ночлег целесообразно организовать на берегу речки у Красного моста) и второй—от Красного моста до Чимкента (66 км).

В 17—18 км от Чимкента—руины древнего города Сайрама. Нынешнее село Сайрам расположено буквально на городище древнего города Испиджаб, переименованного в начале Х века в Сайрам. О Сайраме-Испиджабе неоднократно упоминается в древних хрониках. В течение многих столетий, начиная с VII века, Сайрам переживал периоды расцвета и разрушений. На монетах Х века встречаются штампы Сайрамского монетного двора, а такое право имел далеко не каждый город. В XI веке он был столицей Кара-Богра-Хана, предводителя союза тюркских племен. В XVI — XVII веках тут были владения первых казахских ханов. Удачно расположенный на границе между плодородными, густонаселенными районами и бескрайними степями, на большой караванной дороге, Сайрам был крупным экономическим, религиозным и политическим центром.

Сохранившееся городище поражает обилием руин. В основном это остатки мазаров. Наиболее сохранились мечеть Идрис-Казы-Байзаби и мазар Абдул-Азиз-баба, реставрированные в 1900—1910 годах. Каким-то чудом сохранился минарет разрушенной мечети Базлак-ата (XII век). Заслуживают внимания также мазары Мирали Боб-ибн-Падша Малк и Карашаш-Ана. Потратив полдня на осмотр руин Сайрама, можно возвратиться в Чимкент. Путь в оба конца составит 40 км.

В самом Чимкенте архитектурно-археологических памятников не осталось. Возникло поселение под этим названием в конце XIV века. Чимкент был форпостом Сайрама. В XV—XVII веках он становится значительным торговым центром. К моменту присоединения к России (22 сентября 1864 года) Чимкент—довольно большой город. В тот период и вплоть до 1921 года он носил название Черняево.

Ныне Чимкент — крупный индустриальный город, областной центр. Своеобразная достопримечательность его—химико-фармацевтический завод, единственный в мире поставщик препарата сантонина. Познакомиться с Чимкентом поможет местное Бюро путешествий и экскурсий.

Из Чимкента по железной дороге или самолетом можно уехать в любой населенный пункт страны.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Путешествия по Казахстану

Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit
nomad@gmail.ru
Skype:
nomadskype

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.